поиск по сайту
Футбол. Второй дивизион. Юг. «Краснодар-2000»

Артем Борисенко: «Был форвардом, но Алешин увидел во мне защитника»

Два года назад на этого защитника в клубе чуть не махнули рукой, а сейчас «Краснодар-2000» трудно уже себе представить без Артема Борисенко.
- Я никогда особо не выделялся. И безмерно рад, что все же смог стать профессиональным футболистом. Начинал играть в Ейске. Гонял мяч с утра до ночи во дворе. Потом пошел в местную детско-юношескую спортивную школу. Родители отнеслись к этому хорошо, семья-то у нас спортивная - отец играл в баскетбол, мама - в волейбол, окончили краснодарский институт физкультуры. Первым моим тренером стал Василий Андреевич Тарабрин. Он тренировал ребят чуть старше, но и я занимался у него. Был, кстати, нападающим. Не выделялся, повторюсь, среди сверстников практически ничем. Тем не менее, в состав своей школьной команды входил и в 13-летнем возрасте поехал на финальный турнир чемпионата края. Неожиданно для самого себя удачно на нем сыграл, и нынешний тренер «Краснодара-2000» Николай Васильевич Алешин пригласил меня в сборную края, основу которой составляли игроки футбольной школы краснодарской «Кубани», с которыми он как раз и работал. В составе сборной, было это, если не ошибаюсь, в 1998 году, поехал на финальный турнир чемпионата России в Псков. Туда ее повез уже не Алешин, а Михаил Рубан, вторым же тренером был Николай Южанин. В Пскове мы сыграли очень удачно - стали чемпионами России по своему возрасту. Я, правда, в той команде не был первой скрипкой, но на замену меня выпускали. По возвращении из Пскова я стал заниматься у Алешина в «Кубани». Потом на базе «Кубани» и «Анжи» и еще какой-то команды была создана сборная ЮФО для участия в чемпионате России среди юношеских сборных территориальных административных округов.
- Ростовчан в той сборной не было?
- Нет, почему-то не было. Мы провели своего рода просмотровый турнир, после чего игрокам, попавшим в сборную ЮФО, в том числе и мне, сказали: «Ждите». Тренером этой сборной был Андрей Поскотин, но затем его сменил Игорь Захаряк. Мы провели сборы и поехали на турнир в Ижевск, где выступили не очень удачно - заняли шестое место. Сразу после окончания этого турнира меня пригласили в «Центр-Р». Я с удовольствием принял это приглашение, так как Алешин, у которого я занимался в «Кубани» перешел на работу в «Краснодар-2000», стал помощником Николая Южанина.
- Это было…
- В 2000-м году.
- А жили где?
- В «Кубани» - в гостинице «Юг», а тренировались с дублерами взрослой команды. В номере - по два человека. Я делил его с Денисом Шаленко. Где он сейчас, не знаю.
В «Центре-Р» (команду тогда возглавлял Андрей Федорович Поскотин) - с вратарем Максимом Ушакевичем, он сейчас играет в «Краснодаре-2000», и Стасом Холодовым, перебравшимся в Волгоград… Потом был всероссийский турнир команд из игроков 1985-86 годов рождения. Сборную края, составленную из игроков «Кубани» и «Центра-Р», возглавлял Николай Алешин. Помогал ему Николай Южанин. Мы выиграли этот турнир.
- Когда произошло превращение Борисенко-нападающего в Борисенко-защитника?
- Это очень интересная история. В составе сборной ЮФО я готовился к чемпионату федеральных округов как нападающий, а поехал в Ижевск уже защитником. Подготовительными сборами руководил Николай Алешин. Вот он и перевел меня из нападения в защиту. Причем на место последнего защитника (тогда мы еще не играли в линию). Я очень, мягко говоря, удивился, мне хотелось забивать, но потом вдруг почувствовал, что мне нравится защищать подступы к своим воротам от набегов соперника. После турнира в Ижевске играл уже только в защите.
- В составе «Центра-Р» вы играли во взрослом чемпионате края?
- Нет, в юношеском, но с ребятами, которые на год были старше нас. А в России играли со сверстниками, при этом не испытывали особых проблем, так как в «Центре-Р» тогда подобралась очень интересная команда. В России среди команд спортинтернатов у нас почти не было равных соперников.
- Когда для вас «Центр-Р» перерос в «Краснодар-2000»?
- Увы, не сразу. Переход из юношеского футбола во взрослый дался мне непросто. В 2002 году я был отправлен в аренду в гулькевичский «Венец». Команда тогда безуспешно боролась за сохранение места во втором дивизионе чемпионата страны, и тренерам было не до Борисенко. Они сделали ставку на проверенных футболистов, а я практически весь сезон просидел на лавке запасных. На следующий год меня опять не оставили в Краснодаре - отправили в черкесский «Нарт». В нем я оказался практически в той же ситуации, что и в «Венце». Сидеть второй год на лавке запасных не хотелось, после пяти-шести туров я поговорил с тренером «Нарта», и тот не стал возражать против моего ухода из команды. Я вернулся в Краснодар. Ситуация была непростой: две попытки проявить себя во взрослом футболе оказались неудачными. Можно было и закомплексовать. Выручил Сергей Константинович Григорьев, наставник «Лотоса-Лэнда». Он не только взял меня в команду, но и стал регулярно выпускать на поле. В составе «Лотоса» я выиграл Кубок края, но, главное, почувствовал уверенность во взрослом футболе. Ну а нынешний сезон начал уже в «Краснодаре-2000».
- Не боялись, что можете опять оказаться на лавке запасных?
- Риск есть всегда. Но надо работать и верить в себя и в удачу. Первые пять-шесть туров чемпионата я, хоть и попадал в заявку команды, на поле не выходил. Зато в кубковом матче с майкопской «Дружбой» тогдашний главный тренер команды Игорь Захаряк решил выставить на поле экспериментальный состав, дав шанс проявить себя игрокам, не проходящим или редко проходящим в основу. Я сыграл довольно неплохо. А тут произошла смена тренера, и Николай Алешин стал периодически выпускать меня на поле.
- С Николаем Алешиным вас просто сводит судьба.
- Вообще, в том, что я стал профессиональным футболистом, решающую роль сыграли три тренера - Алешин, Григорьев и Поскотин. Я им на всю жизнь благодарен за это.
- В юношеском возрасте вы перешли из нападающего в защитника. А когда это перевоплощение произошло и внутри вас?
- Я и сейчас не могу сказать, что осознаю себя защитником. Наверное, это произойдет чуть позже. Хотя, конечно, в этой позиции на поле освоился.
- Играя в нападении, вы нередко забивали голы. А удается ли огорчать вратарей сейчас?
- Во втором дивизионе счет своим голам еще не открыл. Хотя, когда команда разыгрывает угловые и штрафные удары, нередко иду в штрафную соперника.
- Второй дивизион вы фактически познаете в этом году. С кем было интересно играть? Кто не понравился?
- Мы, можно сказать, боремся только с собой. Таких соперников, которые были бы на голову выше нас, во втором дивизионе нет. С тем же «Волгарем» мы оба матча сыграли на равных.
- Тем не менее, в этом году вы будете не в тройке и даже не в пятерке, а в лучшем случае в десятке…
- Я не тренер, чтобы анализировать причины не очень удачного сезона. Хотя могу предположить, что по сравнению с предыдущими годами у нас самый юный состав. Отсюда нестабильность. Можем здорово сыграть, и тут же провал. Но это, наверно, лишь одна из причин.
- Современный защитник - это целый набор качеств. Он должен уметь чисто отобрать мяч, выиграть борьбу в воздухе, порой сыграть жестко, то есть даже запугать соперника, точной передачей начать атаку, подключиться к ней, пробить по воротам и так далее. Какие из этих качеств вы уже можете отнести к своим плюсам, а какие еще надо развивать?
- Да все надо развивать. Как только перестаешь над собой работать, сразу начинаешь деградировать.
- Есть ли эталон в футболе, которому вы хотели бы следовать?
- В мастерстве каждый футболист индивидуален. Тут не может быть эталона. А в желании победить, в самоотдаче - Джерард из «Ливерпуля».
- А есть ли возможность добиться желаемого?
- Мне кажется, что футболу в России сейчас уделяется очень много внимания. Он действительно стал спортом номер один. Так что было бы желание, и можно подняться на любую высоту. Все зависит от самого человека.
- Что такое футбол для вас?
- Он уже сейчас дал мне очень многое. Я повидал различные города, побывал за границей, познакомился с массой интересных людей. Плюс футбол - это эмоции, удовольствие, счастье… Я без него себя уже не мыслю.
- А в каких странах вы побывали?
- На Кипре и в Чехии.
- По окончании сезона вам предоставляется месячный отпуск. Как быстро начинаете скучать по футболу?
- Да через неделю уже собираемся в спортзале с ребятами и устраиваем минифутбольные баталии. В 19 лет от футбола не устают.
- Как болельщик смотрите футбол?
- Да, бывает. Например, ответный матч сборной России с Уэльсом. Когда 50 тысяч человек освистывают каждое действие Евсеева, а он не только «съедает» их любимчика, одного из лучших полузащитников мира, но и забивает победный гол, такое не забывается.
- В детстве за какую-нибудь команду болели?
- Всегда любил играть и смотреть футбол, а сказать, чтобы постоянно болел за кого-то, не могу. В 1994 году поразил Ромарио, когда бразильцы стали чемпионами мира. Нравятся англичане, хотя на крупнейших турнирах им и не везет. По подбору игроков их сборная одна из сильнейших в мире. Болею, естественно, за сборную России.
- Вы играете на позиции центрального защитника в команде, которая проповедует зонную систему оборону. От разговора о плюсах и минусах этой системы не уйти.
- Сейчас почти все ведущие команды применяют «линейку», так что это самая современная система обороны. Идеального же ничего не бывает, иначе все матчи заканчивались бы вничью. Мне «линейка» нравится. Она заставляет думать, то есть тактически быстрее развивает футболиста.
- В ходе матча имеет ли значение, кто тебя подстраховывает или кому можно передачу отдать?
- В игре на это не обращаешь внимание. Разве что на уровне подсознания. Хотя каждый из нас знает, что, скажем, Саша Сторожук отработает в обороне до конца, Стрельцов с Шевченко постараются похитрее сыграть в середине поля, а Сомченко хорош в завершении атак. В каждой линии должны быть лидеры, и они в «Краснодаре-2000» есть.
- Насколько легко новички вписываются в состав вашей команды?
- В ней всегда много новичков, поэтому проблемы нет.
- За выступлениями «Кубани» следите?
- Конечно. Хотелось бы, чтобы она осталась в премьер-лиге. Краснодар заслуживает большого футбола. Но не спрашивайте, почему у «Кубани» непросто складываются дела. По игре она должна занимать более высокое место в турнирной таблице. Но это футбол. В нем все бывает. «Кубань» хорошо сыграла с «Локомотивом» и ЦСКА, но у первого выиграла, а второму проиграла.
- На следующий год останетесь в «Краснодаре-2000»?
- Это не мне решать, а тренерам. Хотелось бы, конечно, закрепиться в основном составе, прибавить в мастерстве. Но это уже зависит от меня.
- Вы считаете себя жестким защитником?
- Нет, специально грубо я не играю. Хотя в какой-то ситуации из-за того, что я высок ростом или неправильно занимаю позицию, могу опоздать и сыграть не очень чисто. Но тут уж ничего не поделаешь. Главная моя задача - не пропустить соперника к воротам. В нашем футболе слава грубого защитника закрепилась, например, за Ковтуном, хотя, на мой взгляд, напрасно. С Горлуковичем его не сравнить. Вот тот действительно действовал грубо. А Ковтун просто заигрывается. И всегда помнит, что соперника к воротам он не должен пропустить.
- Свои действия анализируете?
- Да, конечно. Когда тренер устраивает видеопросмотр прошедшего матча, очень интересно на себя посмотреть.
- Не только видеопросмотр, но и разбор полетов. Бывает, что ваши собственные ощущения об игре не совпадают с тренерской оценкой?
- Сразу после матча все бывает. Но я придерживаюсь мнения, что тренер всегда прав. Пусть лучше он отругает меня, чем не обратит на мою игру внимания.
- Чего бы хотели пожелать?
- Чтобы на матчи «Краснодара-2000» приходило больше зрителей. Когда трибуны заполнены, мы лучше играем.
Алексей ВОСКОБОЙНИК