| |||
Артем Борисенко: «Наше дело - игра»
В межсезонье Борисенко вполне мог пойти на повышение. Спрос был. Но его решено было хотя бы еще на год оставить в «Краснодаре-2000». По мнению руководства клуба, такой шаг на пользу и самому футболисту, и очень молодому коллективу, которому край необходимы уже повидавшие виды в большом футболе игроки.
Сегодня Артем Борисенко - гость «Независимой спортивной газеты».
- Артем, давайте для начала познакомимся с вами поближе. Вы, если не ошибаюсь, родом из Ейска?
- Верно. Начал там играть в футбол, как водится, с детских лет. Гонял без устали мяч на дворовой площадке. Потом пошел в первый класс и параллельно записался в местную футбольную секцию, существовавшую в детско-юношеской спортивной школе, где постигал азы игры до 13 лет. А вот дальше произошел поворотный в судьбе момент. После турнира «Кожаный мяч», в котором наша команда принимала участие, меня в сборную края пригласил Николай Васильевич Алешин. Вскоре поехали на финал чемпионата России, но уже под руководством Михаила Максимовича Рубана и Николая Николаевича Южанина. Выиграли тот турнир, и на базе сборной был создан интернат футбольного клуба «Кубань».
- А как же вы оказались в стане «двухтысячников»?
- Меня позвали и в школу подготовки «Центр-Р». Но мне нравилось работать с Алешиным, прикипел к нему, поэтому не хотелось ничего менять. В юном возрасте тренер - и наставник, и, как говорится, отец родной. Однако вскоре Николай Васильевич ушел в «Краснодар-2000», и вот тогда я уже не смог отказаться от перехода в «Центр-Р». В новой футбольной структуре моим тренером был Андрей Федорович Поскотин.
- И пошло-поехало, в каком-то смысле, по накатанной?
- Не сказал бы. Был довольно тяжелый период, когда я никак не мог перейти из юношеского футбола во взрослый. Это вообще трудный период, причем, для подавляющего числа ребят. Я на этом этапе столкнулся с серьезными проблемами, далеко не все получалось так, как хотелось.
- Проблема была в психологии или в чем-то другом?
- Да, скорее всего, из области психологии. Не хватало стабильности. Мог провести неплохую игру, а в следующем матче случался настоящий провал. Фиаско! Ну и «физика» в ту пору свою роль играла, все-таки тяжело в 15-16 лет на равных бороться со взрослыми мужиками. Словом, поначалу было ох как тяжело.
- Как справлялись с непростой ситуацией?
- Меня отдали в аренду в Гулькевичи, в профессиональный клуб «Венец», выступавший во втором дивизионе, но звезд с неба не хватавший. Но там в свои 17 лет я сыграл всего один матч. На следующий год перебрался в Черкесск. В «Нарт». Однако и в новом клубе дела не заладились. Отыграв три матча, я как-то понял, что перестал прогрессировать как футболист, и медленно, но верно «умираю». И тогда решил вернуться в Краснодар. И, знаете, мне повезло, что попал к такому замечательному человеку, как Сергей Константинович Григорьев, он тогда тренировал «Лотос-Ленд». Благодарен ему, а еще другому тренеру - Андрею Викторовичу Куренному, да и всему руководству команды за то, что они поверили в меня и помогли преодолеть некий барьер. В результате, почувствовал, что снова начал развиваться, прибавлять. Мы тогда выступили неплохо - выиграли Кубок Кубани и чемпионат края в первой лиге. А зимой поступило предложение о переходе в «Краснодар-2000». Я посоветовался с Григорьевым, все взвесил и перешел в стан «двухтысячников».
- И как? Освоились?
- Поначалу не все складывалось гладко. Но постепенно удалось адаптироваться: и тренеры стали мне больше доверять, и я сумел мало-помалу закрепиться в основном составе. Вот, в итоге, третий год защищаю цвета клуба, ставшего уже родным.
- Артем, вам удалось поиграть в команде под руководством сразу нескольких наставников. Можете сравнить концепции разных тренеров, их требования и подход к игрокам?
- Естественно, у каждого тренера свои взгляды на футбол. Один требует одного, другой - другого. При этом, что-то меняется и в тренировочном процессе, который не стоит на месте и постоянно совершенствуется, развивается.
- А что можете сказать о нынешней игровой модели «Краснодара-2000»? В какой футбол стремится играть команда?
- У нас нет какой-то одной тактической схемы. Их несколько. И многое, кроме того, зависит от конкретного соперника. Дома стремимся доминировать, контролировать мяч, больше атаковать. Выездная же модель требует более осторожных действий, следует не нестись вперед, а больше играть от обороны. Другой вопрос, что не всегда удается следовать тренерской установке, точно выполнять ее. Но тут все объективно - ребята ведь у нас собраны очень молодые. А молодости свойственна нестабильность, ошибки. Иной раз - глупые ошибки, на ровном месте. Главная проблема нынешней команды - отсутствие ровного хода, ровного дыхания. Даже в рамках одного поединка. Именно по этой причине сейчас занимаем в турнирной таблице невысокое место. А, кстати, будь поудачливее, могли бы располагаться гораздо выше. Но я вижу, что с каждой игрой команда прибавляет, становится опытнее. Не сомневаюсь, уже в следующем сезоне «Краснодар-2000» добьется улучшения результатов.
- На последнем отрезке турнирной дистанции «двухтысячники» потерпели ряд довольно-таки чувствительных поражений. В игре команды наступил спад?
- Не стал бы говорить о спаде, у каждого поражения свои причины. В матче с тем же «Черноморцем», который проиграли со счетом 0:4, в первом тайме мы выглядели практически не хуже опытного соперника. Имели шанс забить, не использовали его, а в концовке получили еще три гола и проиграли крупно. Не подумайте, что я говорю так из квасного патриотизма или умаляю заслуги новороссийцев. Но все же стоит признать, нам в том матче откровенно не повезло. И в некоторых других поединках играли мы совсем неплохо, однако результат получался обескураживающим. Но так бывает в футболе.
- Своей игрой в сезоне-2006 довольны?
- Честно? Недоволен. На предсезонных сборах выглядел неплохо, а в чемпионате дела не заладились. Правда, удалось преодолеть трудности и постепенно набрать форму, но тут случилось событие, выбившее из равновесия, наверное, не меня одного - ушел из жизни Николай Васильевич Алешин. Очень уважал его и как специалиста, и как человека. Он стал моим первым тренером уже во взрослом футболе и потому было невероятно тяжело в моральном плане пережить потерю. Я не оправдываюсь, я знаю о своих слабостях, в первую очередь, речь о по-прежнему недостающей стабильности. И знаю также, чтобы решить эту проблему, требуется одно - как можно большое играть и упорно тренироваться.
- Какие матчи в этом году запомнились больше всего?
- По эмоциям, по накалу - матч первого круга в Новороссийске, когда мы сыграли вничью в очень драматичной борьбе. Неплохой поединок был с «Дагдизелем» в Краснодаре. Увы, не смогли тогда удержать победный счет, между тем, выглядела команда очень неплохо. Запомнился матч с весьма крепкой командой из Элисты, выигранный нами 4:1. И пускай вскоре клуб из Калмыкии снялся с чемпионата, в том матче он вовсе не отбывал номер, оказывал очень серьезное сопротивление. Тем более ценной и заслуженной представляется та победа.
- А о каких играх и вспоминать не хочется?
- Лично мне не удались обе игры с волгоградской «Олимпией», а также матч второго круга с «Кавказтрансгазом».
- Вы защитник, но и об атаке не забываете, нередко поражая ворота соперников. Это что, установка тренера или просто любите атаковать?
- Так ведь в детстве я играл нападающим. Только в «Центре-Р» переквалифицировался в защитника. Смена амплуа, надо сказать, проходила весьма непросто. Но привык к новым обязанностям и стал даже получать от игры в обороне удовольствие. Почему удается забивать? Тренер требует от игроков обороны подключений к атакам. Причем, относится это не только к фланговым, но и к центральным защитникам. Навыки игры в нападении помогают. Да и футбол такой пошел, что иначе нельзя. Не зря же такие звездные оборонцы, как, скажем, англичанин Фердинанд или бразилец Лусио на чемпионате мира нередко угрожали воротам своих соперников, и не обязательно со «стандартов».
- Артем, какие задачи в оставшихся матчах стоят перед командой и конкретно перед вами?
- Показывать свой максимум в каждой игре и демонстрировать если не результат, то солидную, зрелую игру. Чтобы наши болельщики увидели, что мы действительно любим и хотим играть в футбол. А передо мной лично стоит задача восстановиться после травмы и начать показывать хотя бы ту игру, что и на «предсезонке». И в стабильности, конечно, надо прибавлять. Хочу доказать и себе, и другим, что способен выступать на хорошем уровне.
- А мечтаете о чем?
- Глобальные планы строить не хочу. Да и не в моих правилах. Необходимо хорошо играть, помогать родному клубу. А дальнейшая судьба будет зависеть только от меня самого, вернее, от уровня моей игры. Я вообще считаю, всяческими трансферными и контрактными вопросами должно заниматься руководство клуба, а не футболист, дело которого играть.
- Недавно ваш одноклубник Дмитрий Шовгенов отправился на повышение - перебрался в клуб первого дивизиона «Спартак» из Нижнего Новгорода. Не узнавали, как у него там складывается?
- Конечно, созванивались. Дима рассказывал, что уже выходил на замену в нескольких играх, во втором тайме, минут на 20-30. Ему нравится и уровень команд в первом дивизионе, и инфраструктура… Сама атмосфера турнира, как говорит, способствует стремлению повышать свое мастерство. За Шовгенова очень рад, он давно хотел поиграть на более высоком уровне.
- Этот недавний, свежий переход наверняка послужит примером для остальной краснодарской молодежи, верно?
- Для «Краснодара-2000» такое не в новинку. Десятки наших ребят играют в солидных клубах. Так что, нынешние «двухтысячники» видят, что их будущее зависит во многом от них самих. И если серьезно работать, хорошее предложение никуда от тебя не денется.
Виктор Дереза
|