поиск по сайту
Картинг

Анатолий Овечко: мистер картинг

«Мы тут подумали с подрядчиками, поздно уже лучший картодром в России строить. Нужно строить лучший в Европе!» Так говорит президент федерации Краснодарского края по техническим видам спорта Анатолий Овечко. И не только говорит - делает. На 1335-м километре федеральной трассы Сочи - Москва (в самом конце улицы Уральской на окраине Краснодара) затеяно строительство, с которым в «рейтинге спортивных построек» может сравниться разве что недавнее возведение Дворца спорта «Олимп».
Впрочем, во многом строительство картодрома даже важнее. Потому что это - уникальный проект. Проект, который даст толчок развитию целого ряда видов спорта, с появлением которых палитра спортивной жизни края станет на порядок ярче. К тому же, по замыслу проектировщиков спортивного комплекса, он станет не только стадионом для технических видов спорта, но и зоной активного отдыха для всех желающих. Словом, ничего подобного в Краснодаре еще не было.
В Германии - 69 картодромов. В России - 4...
- Анатолий Павлович, федерация технических видов спорта - образование в нашем крае новое. Сколько она существует?
- Почти два года. Дата ее регистрации - 7 апреля 2003 года.
- Надо полагать, именно создание федерации было первым шагом на пути к постройке картодрома?
- Одним из первых. Идея постройки спортивного комплекса появилась 5 марта. Я позвонил в автомобильную федерацию России и спросил: «А как у нас с картодромами на юге России?» «Замечательно, - отвечают. - Никак». Как же так?! Ведь климатические условия - идеальные! В Эстонии нам весной приходилось лед разбивать, чтобы открыть пяти-шестимесячный сезон, а здесь лето едва ли не круглый год. «А что, - спрашиваю, - если мы в Краснодаре картодром построим?» «Памятники при жизни все получите!»
- Что ж, памятник при жизни - это неплохо…
- Памятники нам не нужны, а вот три-четыре этапа чемпионата России примем с удовольствием. Так что 20 февраля ожидаем в Краснодаре президента федерации картинга России: он осмотрит картодром и даст необходимые рекомендации, если они потребуются. В марте-апреле думаем уложить на трассу второй слой асфальта - тогда уже можно будет приглашать специалистов и получать лицензию на проведение соревнований федерального уровня.
- Неужели в Краснодарском крае нет ни единого отвечающего серьезным стандартам картодрома?
- Есть один - в Сочи, но он недавно был лишен лицензии. Вот и все.
- В Европе с развитием картинга дело получше обстоит?
- Мягко говоря. В Эстонии девять картодромов. В Финляндии, северной, скандинавской стране, где Санта Клаус целый год на оленях ездит - 43 картодрома! И самое интересное, все они - востребованы. Когда мы своим клубом картинга решили было поехать на один из финских картодромов, пришлось за две недели договариваться. За две недели, чтобы на два часа нам выделили трассу. Да, еще о Германии не сказал - там 69 картодромов.
- А сколько в России?
- Приличного уровня - четыре. Четыре! Курск, Зеленоград, Москва и Санкт-Петербург. А в маленькой, даже крохотной Эстонии, которая по населению в пять раз меньше Кубани - девять! Ну куда это годится?
К нам в Эстонию заезжал Мика Хаккинен
- Из Эстонии - в Краснодар. Какими судьбами?
- Это, можно так сказать, возвращение блудного сына. Я ведь на историческую родину приехал. Родился давным-давно в станице Новоджерелиевской, вырос и поступил в военное училище. С 1975 года я в связи со службой, что называется, ушел из дома. И только спустя 27 лет вернулся к родным пенатам. Последние 15 лет служил и работал в Эстонии.
- Из армии к тому времени уволились?
- Конечно. Войска ушли, а я в Эстонии остался. Немного позанимался бизнесом, потом нашел любимое дело. Совместил бизнес и хобби. Все в одном - в картинге.
- Говорят, ваш картинг-клуб даже Мика Хаккинен навещал?
- Было такое дело. Произошло это выдающееся событие в 1996 году, когда он еще не был настолько знаменитым. В Эстонии, в Таллинне, есть знаменитый завод по производству гоночных автомобилей - туда-то Хаккинен с дружественным визитом и приехал. А мы, конечно, не упустили случая и мигом его в наш клуб пригласили. Мика согласился, зашел, раздал ребятам кучу автографов и сувениров - словом, порадовал народ. Мы же всерьез озаботились тем, чтобы поместить у себя в клубе его гоночный болид.
- И как, удалось?
- Нет, не получилось. Выяснилось, что такой болид (естественно, без всякой начинки, только корпус) будет стоить порядка полутора миллиона рублей. Ясное дело, нам это было не по карману. К тому же, сам Мика Хаккинен к этому болиду отношения бы не имел, вся монополия в руках команды «Макларен-Мерседес». Хаккинен и сам, как он объяснил, был только наемным работником. Могу, говорит, подшлемник свой подарить - он у меня одноразовый! На все остальное эксклюзивные права принадлежат команде.
- Опыт строительства картодромов у вас уже имеется?
- Конечно. В Эстонии мы построили трассу длиной 730 и шириной 8 метров. Было у нас 23 машины, по тем временам - лучшие, фирмы «Дина». Сегодня же оптимальными по характеристикам, пожалуй, являются чешские машины под названием «MS Kart»
Красивые речи и красивые дела
- Насколько трудным делом оказалось получить в Краснодаре землю под строительство и найти деньги?
- Начнем с земли. Тут огромное спасибо нужно сказать городскому комитету по делам молодежи, который возглавляет Юрий Васильев. Нашли мы понимание и у краснодарских депутатов, и в администрации города. Удачный получился симбиоз власти и спорта. Бывает же обычно как: красивые речи с трибун звучат, а выглянешь на улицу - стадионы забрали под рынки, детские площадки превратили в стоянки… Но у нас получился совсем иной случай.
- Наверное, скептиков на том этапе хватало? Не все верили в успех проекта?
- Конечно. Ведь прежде неудачные попытки постройки подобных объектов уже имели место. Поэтому когда я пришел к главному архитектору города Юрию Щербинину, он меня встретил возгласом: «Картодром?! Ну что, ты будешь десятым…» Землю, дескать, берете гектарами, умные речи говорите. А как только землю получите, так или коммерсантов пустите, или рынок да казино построите!
…Второй раз мы встретились на международном форуме в Сочи: у меня уже были готовы трассы ВМХ и картинга, а инвестиционный проект получил статус приоритетного в крае. Подошел тогда Щербинин и говорит: «Ну, Анатолий Павлович, извиняй. Вот уж не думал, что ты до конца дело доведешь».
- Выделение земли - это только полдела. Нужно было еще найти инвестора…
- В этом помог второй международный форум, который прошел в Дагомысе. Интересовались проектом немцы, американцы подходили… Но, самое интересное, что инвестор нашелся… краснодарский. Подошел представитель его команды и восхитился: как функционально все продумано! Здесь же каждый метр будет давать прибыль! Вернулись в Краснодар, встретились… Оказалось, что офис инвестора от моего прежнего места работы - через дорогу перейти. Но чтобы увидеть друг друга, пришлось не через дорогу, а через Дагомыс добираться.
- Каким образом проект будет окупаться?
- За счет инфраструктуры. Не нужно пытаться заработать на спортсменах, ни к чему хорошему это не приведет. Лучше построить вокруг трассы с десяток кафе - и прибыль от них окупит все возможные расходы. Возвести коттеджи - они ведь пустовать не будут, за жилье готовы платить все. Вот на этом можно делать бизнес.
Картинг против наркотиков
- Несколько слов о начальном этапе строительства…
- Когда мы только пришли, на месте картодрома была поросшая лесом и камышами пойма реки Карасун, излюбленный притон наркоманов. В середине марта прошлого года мы проехались бульдозерами по этому лесу и завезли много грунта. Пришлось поднимать почву на три-четыре метра - это называется «вертикальная планировка».
- После этого и задумались над трассами?
- Начали их проектировать. Спроектировали трассу для картинга, построили трассу для ВМХ и начали строить участок для гонок на ускорение. Весной надеемся запустить мотокросс и квадроцикл. В общем, ближайшая задача - завершить первую очередь строительства. Это плоскостные сооружения (трассы) и административно-хозяйственное здание.
- Какие виды спорта планируете культивировать на стадионе?
- На первых порах этих самых видов будет пять. Картинг, гонки на ускорение, BMX, мотокросс и квадроцикл.
- Начнем, естественно, с самого главного во всем комплексе - трассы картинга…
- На сегодняшний день она фактически готова. Правда, пока на трассе один слой асфальта - весной же мы собираемся постелить второй. Длина трассы - 1270 метров, что соответствует всем европейским требованиям.
- Несколько слов о картинге, как таковом. Что это за вид спорта?
- Вообще, картинг подразделяется на два больших вида: «прокатный» картинг и спортивный картинг. Машины обеих модификаций очень похожи, отличаются только моторами и наличием дуги безопасности на прокатных моделях. Спортивный картинг - удовольствие очень дорогое, хорошие моторы стоят недешево. Зато эти машины могут достигать скорости в 150-200 км/ч. Правда, конфигурация трасс таких подвигов не позволяет.
- Секция спортивного картинга в Краснодаре появится?
- Обязательно. Тем, кто хочет идти в спортивный картинг, мы обязательно такую возможность предоставим. Но нужно четко понимать: для достижения серьезных результатов придется порядком потратиться на классные моторы.
- Каковы соревновательные планы картодрома на 2005 год?
- В нынешнем году намереваемся провести у себя девять этапов первенства Краснодарского края и три этапа чемпионата Юга России. Очень возможно, что осенью примем у себя и пару этапов чемпионата России. И, естественно, проведем целую кучу соревнований в прокатном разделе картинга.
- Сама по себе основная трасса будет использоваться только для картинга?
- Отнюдь нет. Сейчас очень популярны роликовые коньки - почему бы не организовать на базе нашей трассы соответствующие соревнования? Кроме того, возможно, будем проводить велосипедные и мотоциклетные гонки. Мотоциклы у нас могут соревноваться в классах 50 и 100 кубических сантиметров.
Как «Запорожец» «Хонду» обогнал
- Далее - асфальтовый участок для гонок на ускорение (DRAG Racing). Прежде всего, думаю, имеет смысл объяснить смысл этой экстремальной забавы…
- Сегодня это очень популярное увлечение молодежи. Два автомобиля ставятся на старт, по сигналу газуют и на протяжении 402 метров (что составляет ровно четверть сухопутной американской мили) выявляют быстрейшего. Пока этот вид спорта развивается по неправильному пути. Ребята собираются по ночам где-то на трассах города и катаются до тех пор, пока их «гаишники» не разгонят. Мы же хотим сделать все серьезно, официально и безопасно.
- Каковы технические параметры участка?
- Это прямая трасса длиной 760 метров и шириной 10 метров. Почти взлетно-посадочная полоса, как видите. 402 метра отведем непосредственно под трассу, остальной дистанции будет более чем достаточно для торможения.
- В Эстонии вы с этим видом экстремального спорта сталкивались?
- А как же! Там все давным-давно поставлено на официальные рельсы. Участок оцепляет полиция, туда съезжаются любители экстрима и - начинается. Помню, становятся на старт «Хонда» и «Запорожец»: все ставят, естественно, на гонщика в японской машине. Дают старт, «Запорожец» ууух - и улетел! Оказывается, на нем мотор от «Вольво» стоял…
Чемпионат Европы по BMX? Чуть-чуть терпения!
- Пару слов о велоспорте BMX…
- Аббревиатура BMX расшифровывается как Bike Modification Xstreme. Трасса в чем-то похожа на трассу для мотокросса - сплошные горки, только покрытие гораздо тщательнее и аккуратнее выравнивается. Говорят так: родители прыгали на мотоциклах, а дети стали прыгать на велосипедах. И допрыгались до того, что BMX стал олимпийским видом спорта!
- Трасса для BMX сейчас готова полностью?
- Абсолютно. В августе к нам приезжал двукратный олимпийский чемпион, президент российской федерации велоспорта Александр Гусятников. Остался просто в восторге! Вопрос о проведении чемпионата России даже не поднимался: это само собой разумеется. Буквально через две недели он улетел в Европу. Звонит оттуда и говорит: «Я вас подаю в заявку на проведение европейских соревнований!». Я в ответ: «Александр Михайлович, только не сейчас! Давайте в 2005 году проведем здесь чемпионат России, а в 2006 уже примем европейские старты». По словам Гусятникова, уже сегодня рассматривается вопрос о проведении у нас чемпионатов Европы.
- Даже так?
- Даже так. Вы только представьте, какого масштаба эти соревнования! Одних только спортсменов на них собирается две с половиной тысячи. А ведь еще тренеры, механики, психологи… И всех нужно где-то разместить, все хотят есть и желательно не один раз в день. Поэтому для города подобные перспективы очень выгодны. Все гостиницы будут переполнены!
- Сколько длится чемпионат Европы?
- Как правило, три дня. Но приезжают участники за неделю - нужно ведь еще привыкнуть, акклиматизироваться.
- Каковы ближайшие перспективы трассы?
- На днях ждем тренера московской школы олимпийского резерва, он может дать несколько ценных советов. А в конце марта проведем здесь сбор лучших гонщиков России. Как я уже упоминал, с 2008 года BMX - олимпийский вид спорта. Так что кто-то из сегодняшних юных «звездочек» обязательно выйдет на старт в Пекине. Есть у нас и местная школа ВМХ, так что во время сбора и своих ребят обязательно подтянем к тренировкам. Пусть перенимают победный опыт.
- Применительно к гонщикам BMX вы то и дело употребляете слова «ребята», «дети». Это настолько молодой вид спорта?
- Очень молодой. Не поверите, даже на серьезных соревнованиях можно встретить пятилетних ребят! В прошлом году я посетил чемпионат России, который проходил в Саранске. Иду мимо стоянки, смотрю: сидит возле колеса машины такой вот пятилетний спортсмен - в комбинезоне этакий «космонавт» - и плачет. «Тебя, - спрашиваю, - кто-то обидел?» «Нет» «А можно, я тебя, такого красивого, сфотографирую?» «Не можно!»
- Планы относительно чемпионата России уже имеются?
- Естественно. С 10 по 12 августа у нас будет проходить этап первенства страны по ВМХ. Но это еще не все! Финал чемпионата России пройдет тоже в Краснодаре. Неизвестно только, в какие сроки.
Дайте трактор, и будет вам трасса!
- Когда будет готова трасса для мотокросса?
- Мотокросс - тема очень интересная. Мы очень хотим объять необъятное, но, ясное дело, этого не получится. Нам нужен профессионал, который пришел бы и составил проект трассы, возглавил бы все работы. К сожалению, такого энтузиаста пока не находится. Самое интересное, что ничего очень уж сложного не требуется. Как нам сказал один гонщик, «дайте мне трактор на три часа, и я сделаю вам трассу!». Это далеко не ВМХ, где трассу приходилось прокладывать буквально вручную. Мотоцикл везде пройдет. Главное - сделать условия равными для всех.
- Теперь о квадроциклах. Слово «квадроцикл», наверное, еще не всем как следует знакомо…
- Это тот же мотоцикл, только на четырех колесах. В Краснодаре есть представительства фирм-производителей квадроциклов, и они готовы нам предоставить машины для организации проката. Кататься люди будут по трассе для мотокросса.
- Вы сказали: пока - пять видов спорта. Имеете в виду, что их может быть и больше?
- Обязательно. Мы хотим собрать в свой комплекс все, что не запрещено. Например, есть проблемы с размещением у тех, кто занимается авто- и авиамоделированием. Обязательно найдем им место. Беседовали мы и с Александром Охотниковым, который у нас заведует пейнтболом. На территории комплекса как раз есть заброшенное здание, лесистая зона - все условия для занятий пейнтболом. Весной собираемся и пейнтбол к себе затащить.
Корты, озера и море зелени
- Трассы - само собой. Что еще планируется построить на территории комплекса?
- Во-первых, наш основной принцип - все должно утопать в зелени. И если человек посетил картодром, нужно создать все условия, чтобы ему не хотелось уходить. Из этого и исходим. Обязательно построим рестораны, кафе, бары - в общем, мы хотим, чтобы и зрители, и участники соревнований могли в любой момент отдохнуть и перекусить.
- Что такое парк-стоянка и чем она отличается от обычной, «гостевой» стоянки?
- Парк-стоянка создается специально для участников соревнований. По нормам российской автомобильной федерации, каждому необходимо предоставить участок размером 6х8 метров. Там спортсмен поставит свой микроавтобус, палатку - словом, будет потихоньку обживаться. Кстати, каждое такое место должно быть снабжено розеткой. Международный стандарт.
- Проектом запланированы даже теннисные корты?
- Располагаться они будут в жилой зоне. Неподалеку создадим парочку искусственных озер, они помогут нам создать привлекательный колорит. Обязательно построим тренажерные залы, бильярдные, боулинг-клубы… Наш комплекс станет не просто стадионом для технических видов спорта. Это будет настоящий центр активного отдыха.
Лучше, чем у Шумахера
- Что будет располагаться на территории так называемого административно-зрелищного здания?
- Прежде всего, трибуна. Ее мы первоначально планируем на 1500 зрителей - но в дальнейшем, возможно, расширим в два раза. Кроме того, оборудуем там конференц-зал, фитнесс-зал, судейские, медицинские кабинеты, зал для VIP-персон, ложа прессы и еще много всего полезного. В ложе прессы обязательно создадим все условия для ведения репортажа в прямом эфире.
- Когда думаете это чудесное здание построить?
- Надеемся сдать его уже к лету.
- Что ж, звучит и выглядит все очень заманчиво. Действительно собираетесь возвести комплекс европейского уровня?
- Мы с генеральным подрядчиком пришли к выводу: сегодня не нужно строить лучший картодром в России - с этим мы уже опоздали. Нужно строить лучший в Европе. А почему, собственно, нет?! Построим классный комплекс, чтобы к нам Европа ехала, а не мы к ней. Хоть здесь будем впереди планеты всей.
- Лучший картодром в Старом Свете?
- Именно. Я немало поездил по Европе и могу смело заявить: на сегодняшний день ничего подобного там нет. Были мы даже в картинг-клубе Михаэля Шумахера в Германии. И что же? Ничего особенного. Ничего такого, чтобы приехал человек и ахнул.
- Все необходимые стандарты на краснодарском картодроме будут соблюдены?
- Естественно. Каждый объект будем строить в соответствии с евростандартами. Конкретный пример - длина трассы. В российской федерации нам сказали: для проведения чемпионата страны необходима трасса длиной не менее 1000 метров. А в Европе этот лимит - 1250 метров. Мы же, как я упоминал чуть раньше, сделали свою трассу длиной 1270 метров.
Место в нашей лодке пока свободно
- Отчасти стадион уже функционирует - это касается «прокатной» части картинга и созданного вами клуба «Формула картинг». Что скажете об этом проекте?
- Для клуба мы приобрели три машины - на них ребята тренируются, а заодно эти же карты и напрокат сдаются. В скором будущем собираемся расширить свой автопарк до десяти взрослых и трех детских машин. Кстати, при желании модифицировать прокатный картинг можно в течение нескольких минут: надо только заменить мотор, что совсем не трудно. Сегодня на наших картах стоят двигатели мощностью в шесть с половиной лошадиных сил, которые способны развивать скорость до 80 км/ч.
- Занимаются в клубе в основном дети?
- Да, причем порой совсем юные ребята. Мама, бывало, как увидит скорости бывалых гонщиков, сразу в панику: «Боже! Неужели мой тоже так поедет?!» А мы ей в ответ: «Не волнуйтесь! Чтобы так разогнать машину, нужно еще научиться». Так и получается. Если лучшие у нас проходят круг за 44 секунды, то такой малыш на первых порах проезжает дистанцию примерно за полторы минуты. Зато сколько счастья на финише!
- Занятия в клубе - удовольствие не бесплатное?
- Да. И мы не стесняемся брать за них деньги. Ведь нужно же на что-то покупать бензин, обслуживать карты, зарплату людям платить, в конце-то концов. Но цены стараемся держать в пределах разумного. Сегодня речь идет не о прибылях, а только о том, чтобы окупать само существование клуба. Скажем так: мы ценим то, что люди пришли в чистое поле и стараемся их здесь удержать. Другое дело, когда будут построены кафе, рестораны, другая инфраструктура. Тогда и цена будет соответствовать товару.
- Кстати, о деньгах. До окончания строительства еще далеко. Поиск инвесторов для осуществления дальнейших проектов продолжается?
- Продолжается. При этом подчеркну: мы ищем именно инвесторов, а не просто спонсоров - ведь вложенные деньги обязательно окупятся, и довольно быстро. У наших бизнесменов сегодня есть счастливая возможность совместить приятное с полезным. С одной стороны, вложить деньги в выгодный проект, а с другой - внести свою лепту в воспитание подрастающего поколения, сделать его здоровым и социально активным. Знаете, есть ведь два пути: можно причитать на каждом углу «Ах какая у нас такая-сякая молодежь», а можно самим сделать все возможное, чтобы эту молодежь направить в верном направлении. Мы для себя выбрали второй путь. И место рядом с нами на этой дороге пока свободно.
Антон ТИХИЙ
Федерация технических видов спорта
Краснодар, ул. Береговая,д. 144, к. 4, Дворец спорта «Олимп». Тел. 211-14-50. www.kubankarting.ru. E-mail: info@kubankarting.ru.
Спортивно-технический комплекс
1. Картодром. Длина трассы - 1270 метров, ширина - 8-10 метров. Асфальтовое покрытие.
2. Велодром BMX. Длина трассы - 370 метров.
3. Трасса для проведения гонок на ускорение (DRAG Racing). Длина - 760 метров, ширина - 10 метров.
4. Трасса для мотокросса. Длина - 1000 метров.
5. Административно-зрелищное здание:
- конференц-зал на 200 человек;- вспомогательные помещения;
- ложа прессы;- вспомогательные помещения;
- судейские комнаты;- вспомогательные помещения;
- технические боксы;
- зал для VIP-персон;
- вспомогательные помещения;
6. Парк-стоянка на 160 парковочных мест.
7. Гостиничный комплекс:
- медико-реабилитационный центр;
- гостиница на 100 мест
- пять коттеджей на 5-7 человек;
- ресторан, кафе, бар.
Технико-экономические показатели
1. Площадь земельного участка - более 9 гектаров.
2. Площадь со специальным покрытием - 13000 кв. м.
3. Площадь застройки - 21000 кв. м.
4. Количество мест на трибунах - 1500 (с возможностью расширения до 3000).
5. Количество мест в гостинице - 150.
6. Общая стоимость строительства - более 10 миллионов евро.