поиск по сайту
Футбол. ЧМ-2006. Взгляд

Тонущий корабль первым покинул… его капитан

Если память не изменяет, сразу после отборочного цикла к Евро-2004 в одном известном центральном спортивном издании на первой полосе появился аршинных размеров заголовок: «Где же вы раньше были, Георгий Александрович!» То был комплимент в адрес наставника российской сборной Ярцева.
Комплимент, прямо скажем, с натяжечкой. Ведь за счет кого мы тогда поправили турнирные дела? Сыграли невыразительную ничью на выезде с потерявшими кураж и блеск после чемпионата мира ирландцами, а затем взяли дома верх над традиционно удобными для нас швейцарцами, да над средней руки Грузией.
Конечно, и преуменьшать не стоит: кусаться научились и записные аутсайдеры. Но если по большому счету: сделали то, что должны были сделать. Тут бы это и признать, реально взглянуть на вещи, однако чувство меры куда-то вдруг подевалось. Периоду новейшей российской истории это чувство вообще как-то несвойственно: вместо профессиональной оценки - эмоции. Бал правит китч…
Напомню, что было дальше. В Португалию Россия попала после «стыков» с Уэльсом. Ужасно тягучим, мучительным было то противостояние. Футбольным искусством, как говорится, и не пахло. Одна из самых посредственных сборных континента, валлийская, разумеется, в которой один Гиггз соответствует жестким мировым стандартам, до последнего, что называется, мытарила Россию. Но наша сборная ухватилась-таки за заветный билет в финальную стадию и - вновь пелена на глаза: эмоции били через край, наставник национальной команды, каких только фантастически приятных эпитетов в свой адрес не удостоившийся, с важным видом раздавал налево и направо интервью, награжден был даже высокой правительственной наградой…
Однако прошло всего ничего, и вектор общественного мнения развернулся на сто восемьдесят градусов, благожелательный тон улетучился, словно утренний туман, на смену «высокому штилю» в печатных и электронных СМИ, вопреки взятому и странным образом долго выдерживавшемуся курсу, пришли «разящие стрелы» критики. В этом девятом вале обструкции в достатке порций и Георгию Ярцеву, и его подопечным.
Провал России на Евро-2004 все пережили болезненно, но как-то стоически, с неким даже мазохистским пониманием. Бледная игра в отборочном цикле к чемпионату мира-2006 и, конечно, хлесткая пощечина в виде 1:7 от Португалии - переполнили чашу терпения.
В общем, сегодня Ярцева и сборную в целом пинают все, кому не лень. Даже недавние сторонники и поклонники тренерской звезды Георгия Александровича. И это, как не покажется парадоксальным на фоне всеобщего и всепоглащающего «облчительного шабаша», представляется до невероятности удивительным. До невероятности!
На мой субъективный взгляд, уж если в чем и повинен Ярцев, так в трех вещах: в том, что не ушел в добровольную отставку до чемпионата Европы, в том, что не ушел в добровольную отставку после чемпионата Европы, наконец, в том, и это, быть может, самое главное, что решился, поддавшись на уговоры, вообще возглавить национальную сборную.
К сказанному добавлю: те еще ребята некоторые наши футболисты! Уж коль назрел бунт - негоже вскрывать нарыв на глазах у всей Европы. Можно ведь было по-мужски поговорить до серьезного дела, дабы не страдало само это серьезное дело. Впрочем, и наставнику негоже публично демонстрировать пренебрежение и демарш - покидать тонущий корабль, самим же до аварийного состояния доведенный, последнее дело.
Однако пора аргументировать позицию, а, стало быть, конкретно о Георгии Ярцеве. В свое время это был хороший нападающий. Вернее, более чем хороший нападающий. Раскрыться в союзном футболе в составе «Спартака», когда тебе под тридцать, да еще выиграть бомбардирскую гонку в конкуренции с такими асами, как Блохин и Шенгелия, надобно обладать не только мастерством, но и характером в первую очередь. Еще один штрих: Ярцев был лидером и вне футбольного поля, даже безумно талантливый и своенравный Вагиз Хидиятуллин и тот прислушивался и, порой, «велся».
Однажды мне довелось пообщаться с Ярцевым в неформальной обстановке - в Краснодар пожаловала с агитационными целями накануне очередной предвыборной кампании (Георгию Александровичу покровительствуют некоторые сильные мира сего, что, к слову, тоже его характеризует как незаурядную личность, ведь, согласитесь, далеко не всем покровительствуют) руководимая им сборная ветеранов СССР. Поразила энергетика бывшего форварда «Спартака». Первое, что пришло тогда в голову: такой человек способен сплотить, объединить и повести за собой. Но к концу встречи посетила и другая мысль, причем, не только меня: а футбол-то Ярцев знает как-то поверхностно, неглубоко. Признаюсь, последнее озадачило. Да и как не озадачить, когда к тому моменту Георгий Александрович в качестве главного тренера привел к очередному золоту «Спартак».
Время, однако, все объяснило. После золотого для себя сезона-96 Ярцев пытался поднять еще два клуба - столичное «Динамо» и волгоградский «Ротор». Ситуация в обоих случаях развивалась по одному и тому же сценарию: сначала взлет, затем резкое падение и - отставка. Ларчик просто открывается. За счет человеческих качеств, той самой энергетики, Ярцеву удавалось сплотить и вести за собой, но когда работа переходила в режим «череды буден» и требовались уже фундаментальные знания, идеи, стратегия, каковых не было, начинался кризис, плавно перетекавший в агонию. Расхожий принцип «тренировать так, как меня самого тренировали в бытность игроком» канул в Лету, но, тем не менее, погубил не одного человека, прежде выходившего на зеленый газон, а затем по воле судьбы становившегося у руля команды. И продолжает губить, потому как до сих пор нет глобального понимания: футболист и наставник клуба - две абсолютно разные профессии. Не потому ли у нас нынче глубокий кризис «тренерского жанра»? Что же до «Спартака», то там рядом с Ярцевым был Романцев, который скорее формально уступил бывшему одноклубнику и товарищу по жизни бразды правления «народной командой».
Короля, как известно, делает свита. А еще: трудные времена, а, безусловно, такие переживала сборная после отставки Валерия Газзаева, нередко являют миру случайных людей. Вспомните, кандидатура Ярцева воспринималась поначалу многими как несерьезный вариант. Но золото-96 так или иначе сделало Георгию Александровичу имя. А потом в ход пошли, как водится, связи и рекомендации. Не забудем, редко кто из футбольных тренеров не верит в собственную исключительность. Далее продолжать нет смысла - и без того известно. Как и до боли известен сценарий работы Ярцева в сборной: всплеск, падение, агония… Вот потому и не понятны постпортугальские «охи» и «ахи». Ход событий читался давным-давно. То, что произошло, вовсе не сенсация, вовсе не гром среди ясного неба, а, собственно, самая что ни на есть закономерность, логический финал.
Финал, правда, странный - без точки. Откровенно говоря, не сомневался, что Ярцев подаст в отставку сразу после матча с Португалией. Не подал. Впрочем, не будем слишком строги к тренеру, возможно, ему требуется время для осмысления и анализа. Наконец, согласитесь, совсем не просто признать самого себя личностью не масштабной, не для уровня сборной.
Напоследок о самой сборной. Прочитал в популярной столичной спортивной газете: национальная команда, дескать, умерла. Ну уж, вздор! Сказано не более как для красного словца. В России появилась целая плеяда игроков - молодых, талантливых. Как этого не видеть? Футболистов гораздо более интересных, нежели, скажем, у той же сборной Греции, ставшей чемпионом Европы. Российским ребятам, как в свое время и грекам, нужна только толковая, думающая тренерская голова. Плюс такой аргумент. 1:7 - точно с таким счетом в прошлом сезоне «Зенит» уступил в Москве «Динамо». Ну и? Напомню тем, кто забыл: Питер завоевал в итоге серебро турнира, а столичный клуб затерялся в недрах таблицы. Черные дни бывают у любой футбольной дружины…
Сергей САЛЬНИКОВ