поиск по сайту
Футбол. Полемические заметки

От шторма до шторма

Зима - не самое спокойное время для футбольных болельщиков. Весной, летом, осенью, то есть в сезон, страсти, конечно, кипят побольше, иногда совсем нешуточные, как выходило нынче, но там мы являлись в какой-то мере соучастниками событий, теперь они, события, отодвинулись за кулисы, что там после турнирных штормов, неясно и загадочно, откуда и понятные волнения. Впрочем, такое происходит из года в год с незапамятных времен.
•••
Как-то у меня произошел примечательный диалог с одним из тогдашних руководителей и творцов стратегии ростовского флагмана. «Наше в общем строю истинно «свое» место где-то между восьмым и двенадцатым, - утверждал он, - можно в эпизоде немного и ненадолго «высунуться», зато нельзя ни в коем случае заходить за дальнюю намеченную границу». Сей тезис, честно говоря, удивил и поразил беспощадной рациональностью - неужто удел дончан всегда ходить в середняках, не помышляя о взлете и иных материях высшего порядка.
Стоит заметить, в ту пору «Ростсельмаш» вышел за рамки названной моим уважаемым собеседником программы, «высунувшись» на шестую позицию, пробился на международную арену. Команда еще располагала удачно сбалансированным ансамблем, в частности, на мой взгляд, лучшим атакующим треугольником Лоськов - Маслов -Герасименко, ее перспективы проглядывались четко, на трибунах и вне таковых царила романтическая эйфория. Увы, выше головы, действительно, прыгнуть не удалось. Пошла распродажа звезд в Москву, Киев, Испанию. «Все равно их не удержать, - следовало объяснение,- зато на заработанные деньги мы подкупим хорошую замену». Некоторое время так и получалось, вспомним приход в «Ростсельмаш» центрфорварда Матвеева, великолепного полузащитника Пестрякова, и все же команда потихоньку откатилась за пределы десятки к продекларированному выше двенадцатому рейтингу, а затем вообще регулярно стали балансировать на краю пропасти. Оно, конечно, тоже захватывающе и интересно, как лихой цирковой трюк, хотя лучше бы не надо.
Мне могут возразить, и резонно, а ведь существовала и иная стратегия - с прицелом даже на призовую позицию и зону УЕФА, что вы там об ином менее примечательном твердите. Да, из песни слова не выкинешь - ставились перед «Ростовом», правопреемником «Ростсельмаша», в самом деле высоченные задачи. Вот только в их реальность верили разве что сами творцы намечаемых целей, когда приходилось на такую тему беседовать приватно с игроками или тренерами, они лишь разводили руками, мол, начальству виднее, а мы - люди маленькие, коль нужно, пойдем с шашками и на пулеметы.
В призеры «Ростов» однозначно не попал, разве что при определенном стечении обстоятельств однажды пробился в финал Кубка России, где, имея шанс отличиться, все-таки сплоховал. Далее график выступления стал вычерчивать направление резко вниз.
•••
Что это такое - попасть провинциальному клубу в призеры либо взлететь совсем высоко, в чемпионы? Прежде всего - пробить плотный блок столичных команд.
Что такое футбольная Москва? Это мощные и безжалостные жернова, перемалывающие всех, кто пытается бросить столице вызов. Понятно, у москвичей сумасшедшие и несравнимые с глубинкой клубные бюджеты, и совершенно неперебиваемый козырь - жесткое, как мощным насосом, отсасывание из провинции (ее ослабляя) талантов. Вспомним хотя бы взятых в разные сезоны у Ростова Ковтуна, Лоськова, Кириченко, разве они бы ему не пригодились? Безусловно, пригодились бы. А ведь ребята шли в Москву без малейших сомнений. И деньги там получше (ответ того же Кириченко на приглашение вернуться в Ростов: «Оно мне надо - я в ЦСКА, даже сидя на «лавке», получаю 35 тысяч баксов!»), и, главное, цели заманчивей. Скажем, возможность попасть в сборную, что в донской команде практически нереально. Пример тому оказавшийся невостребованным супербомбардир Маслов.
Перчатку Москве в разные годы дерзали бросать Владикавказ и Волгоград. Первый взошел-таки на золотую вершину, второй чуть не дотянулся, и слава за те прецеденты этим футбольным городам-героям великая.
Чем они брали? Истинные возможности любой команды определяют разумная политика, финансы, умелый честолюбивый тренер, комплект умелых игроков, для полной гармонии все должно сойтись в одну точку. Это как раз происходило в «Алании» и «Роторе», оттуда и большой успех, пусть в эпизоде, зато счастливом и памятном навсегда.
Вообще-то столица тем смельчакам отомстила. Простым способом - разорила кадрово и Владикавказ, и Волгоград. Пусть знают, как высовываться не по чину!
В принципе, нигде в Европе и, пожалуй, в мире нет такого засилья столичных команд, как у нас. Если даже есть, им находится для конкуренции какой-то противовес («Барселона» и «Валенсия» в Испании, «Ювентус» и «Милан» в Италии, «Манчестер юнайтед» и «Ливерпуль» в Англии, «Шахтер» на Украине). У нас сложилось по-иному, от чего отмахнуться невозможно,- «Спартак» и «Динамо», ЦСКА и «Локомотив», «Торпедо» и ФК «Москва» полнозначно определяют общий курс и служат для всех эталоном, по которому и нужно формировать собственное лицо. Хорошо такое, плохо, не тема для обсуждения, так сложилось и изменению не подлежит.
Иными словами, равняться есть на кого, в ином случае уходи в другое турнирное измерение.
•••
К чему ведет нарушение турнирных законов, ростовчане испытали на своих нервах сполна. Напомним эту формулу - политика, финансы, тренер, игроки. В период 2000-2005 годов она в Ростове как футбольном центре нарушалась по каждому из пунктов. В политике переход от творческого начала на коммерческие рельсы ни к чему хорошему не привел, наши менеджеры оказались по большому счету несостоятельными. Коль о финансах, то сначала африканский бум в комплектовании, затем южноамериканский, еще грузинский, белорусский, латвийский, вновь африканский привели к хаосу. В выигрыше остались лишь те, кто сватал сюда за редчайшим исключением мастеров весьма среднего класса, потирая руки при таких все равно приносящих немалые дивиденды сделках. На незабивного Каньенду и аморфных Кампамбу, Хендрикса, Нгапуну, Вандерлея, Алексидзе. Бидодана и прочих, прочих, прочих потратили столько валюты, сколько хватило бы на пару стоящих истинных виртуозов. Но, видно, такое кому-то было крайне выгодно.
Мне довелось как-то написать статью, где говорилось, что «Ростов» в какой-то момент собрал под знамена почти два десятка легионеров из дюжины стран трех континентов. Факты были неоспоримы, тем не менее, они попали в какую-то болевую точку и вызвали яростный гнев руководителей клубных и даже кое-кого из областных, курирующих команду. А ведь в итоге все равно выяснилось: объявленный публично «бизнес на футболе» в самом деле оказался несостоятельным.
Теперь о тренерах. Здесь наблюдались одни метания. Те, кто приходил (Байдачный, Шевченко, Петраков), вряд ли видели в «Ростове» творческую мастерскую, как мэтры былого Виктор Маслов, Герман Зонин или Николай Самарин, больше полигон для решения личных проблем. Своего Андреева вынудили уйти, Балахнина задергали, Степушкин не удержал штурвал при образовавшейся штормовой качке.
Ко всему прочему, наблюдалось нарушение общих принципов построения ансамбля. Его класс определяется по наличию и качеству так называемой оси из мастеровитых исполнителей в каждой из линий, вокруг чего остальное строится. «Ростов» ухитрялся убрать из нее вратаря (Близнюк), центрального защитника (Бут), классных же центрального хавбека и забивного форварда, быстренько продав в свое время резко возросших в цене Лоськова и Маслова с Кириченко, так и не нашел, хотя уйму «зеленых» на селекцию ухлопал. А сколько пошло на тренерские «подъемные», равно как и на содержание спецов-варягов в Ростове, страшно сумму даже назвать, простой народ-болельщик, кого чаще всего откровенно дурят, подавая бизнесные сделки в виде творческих исканий, такое не поймет.
Как требовалось по-настоящему работать, выяснилось в отчаянно кризисный период прошедшего сезона, когда от краха-катастрофы отделяло всего ничего. «Ростов» выручили ранее дефицитный «забивала», россиянин и более того по происхождению кубанец Бузникин и умелый оборонец чех Горак. Вместе с голкипером (опять же кубанцем Чичкиным) и полузащитником Осиновым они как-то на ходу отремонтировали и упрочили ту самую ось, которая ранее расшаталась. Тем, причем не при сумасшедших, как ранее, затратах, и спаслись.
•••
Что будет после шторма?
Судя по некоторым данным, в «Ростове» началась, скажем так, «большая чистка». От африканской колонии, некогда насчитывающей до десятка легионеров с соответственно щедрыми контрактами, не остался никто. Правда, пытается вернуть Каньенду разобравшийся с этим «гроссмейстером атак» столичный «Локомотив», но тут уж и сами ростовчане, наконец, на чужом примере поняли, какое чудо им хотят вновь сосватать. Запаковали чемоданы Хендрикс, широко разрекламированный загадочный Чарльз, не подошедший не то что основе, но и дублю, забивший лишь раз Бидодан, Ходжава. Если это конец проваленной вдрызг «футбольной коммерции по-ростовски», такое стоит лишь приветствовать.
В команду пытались вернуть украинца Близнюка. Принимаются меры выкупить из «Зенита» Горака и россиянина Трифонова, воспитанника ставропольского футбола. Заключили контракт с Бузникиным. Существуют и иные варианты.
Как видим, прежде суперинтернациональное лицо «Ростова» обретает более выраженные славянские черты. Не ищите здесь какого-то маргинального подтекста, мы убеждены, у команды, представляющей казачий край, оно должно быть именно таким.
Чтобы не происходило больше таких грозных потрясений, как в сезоне-2005, нужно не уходить от канонов той формулы о чем сказано раньше. Пока потихоньку многое ставится куда надо - политика нового руководящего лидера Рохуса Шоха явно просматривается в пользу стабильной кадровой команды, финансы рационально концентрируются, тренер назначен и спокойно ведет подготовительную работу, об игроках уже сказано.
А вот чего ждать теперь в обойме премьер-лиги от негласного «чемпиона Юга»,- «должность» лучшего среди аутсайдеров, как этой осенью, скромного того самого «восьмого-двенадцатого» середняка либо, страшно думать, «грозы Москвы», как уже случалось, сейчас сказать сложно. Придется подождать. Сколько, поживем-увидим.
•••
Ну а теперь вернемся к вопросу противостояния «Москва-глубинка». В двух последних сезонах марку последней с разной долей успеха держали питерский «Зенит» (в футболе клуб Северной столицы более приближен к провинции, так уж складывается традиционно) и казанский «Рубин». По той причине, что не отходили от той самой упомянутой выше основополагающей формулы - с деньгами не перебор, но нормально, тренеры неплохие, равно как и сами футболисты, клубная политика разумная, с большим уклоном на творчество, нежели коммерцию, как в том же «Ростове». По-восточному более хитрым оказывался «Рубин»: не раздражая грандов, на чемпионство претензий не предъявлял, зато столичные команды у себя на радость и гордость трибун обыгрывал регулярно. «Зенит» претендовал на большее, тогда в пику ему кроме жесткого противостояния на поле в дело порой вступал дополнительный московский ресурс, речь прежде всего идет об арбитрах (помните знаменитую реплику наставника питерцев Властимила Петржелы: «Чемпионами нам все равно никогда стать не по
зволят!»), иные факторы.
Судя по всему, у нас в России своего «Ювентуса» либо «Барселоны» опять не намечается, попрежнему бал будет править футбол Первопрестольной. Те же ЦСКА, «Спартак и «Локомотив», не исключаю, «Динамо». Опять, чем может взять тот же «Ростов», когда динамовцы, не особенно разоряясь, в числе прочих перекупают у «Торпедо» классного полузащитника Семшова за 4 с половиной миллиона долларов, а это составляет целых полбюджета донского клуба. Тем не менее, чтобы чемпионат России не стал когда-нибудь «чемпионатом Москвы», для общей пользы провинциальный противовес нужно держать, как бы ни было трудно.
Безумству храбрых поем мы песню!
Евгений Серов, Ростов-на-Дону