поиск по сайту
Тет-а-тет

Патрис Тонга: «Начинал вместе с Это`О»

фото: Валерий Крачунов
Камерунец Патрис Тонга стал в махачкалинском «Динамо» своим и для самого клуба, и для его болельщиков. Хотя в команде он всего-то второй сезон. Побеседовать с Патрисом мы хотели давно, да все не складывалось. Выезды, тренировки, запреты на общение… - Лишь недавно удалось. Признаться, впечатление о Тонге как о жестком, неуступчивом человеке, каковым он является на поле, после первых вопросов улетучилось. Легионер оказался на редкость добродушным человеком, о чем свидетельствовала хотя бы улыбка камерунца, не сходившая с его лица во время беседы.
- Патрис, начнем с самого начала. Почему футбол?
- А что же еще? Как и все камерунские дети, я увлекся им с малых лет. Смотрел по телевизору, любовался игрой наших футболистов, и, естественно, сам им довольно рано начал заниматься. Сыграло свою роль и то, что мой отец также играл в футбол.
- Многие наши болельщики в курсе, что первым вашим клубом было «Динамо»…
- Да, у нас в Камеруне есть свое «Динамо». Вот во втором составе этой команды я впервые и стал играть. После чего были «Униспор», «Жувентус», молодежная сборная страны.
- С кем-нибудь из звезд камерунского футбола лично знакомы?
- Я был в одной команде с ЭтоО, Жереми Нжитапом, а также с Фоэ, который умер во время матча с Францией от сердечного приступа. Увы, сейчас я ни с кем из известных футболистов не поддерживаю связей, ведь мы играем на разных уровнях.
- Зачем же вы - в свое время отправились в Россию?
- Поступать в вуз. Думал получить образование, а вышло, что продолжил футбольную карьеру. Лучшие сезоны провел за краснодарскую «Кубань». Впрочем, с учебой тоже все нормально, скоро получу диплом по физкультуре.
- К нашей стране уже привыкли?
- Судите сами - у меня жена россиянка, дети родились и живут тут. Они, кстати, когда подрастут, выберут ту родину, которая им ближе. Если здесь им будет холодно, могут поехать в Камерун, или останутся гражданами России. Эта страна стала моей второй родиной, а Краснодар - вторым домом.
- Часто бываете в Камеруне?
- Летаю туда каждый год с семьей.
- Вместе с вашим соотечественником Биангом вы наиболее ярко проявили себя в «Кубани». Почему же расстались с ней?
- С «Кубанью» я вышел в премьер-лигу. Были надежды проявить себя и там, но травма не позволила нормально подготовиться к сезону. И место в составе я потерял. Играть же за дублеров, когда тебе под тридцать, думаю, неправильно. Хорошо еще, что благодаря долгой игровой паузе смог более серьезно заняться своим здоровьем.
- А в Махачкале как оказались?
- В межсезонье тогдашний генеральный директор «Кубани» Александр Молдованов предложил мне поиграть в «Динамо», чтобы набрать форму. А потом меня вроде бы собирались вернуть. Но чуть позже, переговорив с Османом Кадиевым, я расстался с «Кубанью» и подписал двухлетний контракт с «Динамо». Текущий год, кстати, - последний. После окончания прошлого сезона у меня было довольно много предложений из команд первого дивизиона, я мог, сославшись на задержки зарплаты, уйти, но президент махачкалинского клуба попросил доиграть по контракту, заверив, что в случае конкретного и выгодного предложения, не станет удерживать. Так вот я и остался в Дагестане на второй сезон.
- Все ли вас в «Динамо» устраивает?
- У клуба есть проблемы, и вы сами знаете, какие. Команду содержит один человек. Но мы двигаемся потихоньку вперед, хотя делать это непросто.
- В прошлом году «Динамо» боролось за выход в премьер-лигу, а в нынешнем сезоне играет не очень удачно. Чем это объяснить?
- У любой команды бывают черная и белая полосы. Мы начали сезон неплохо, шли на четвертом месте, а затем наступил спад. Сказались травмы ведущих игроков и нехватка опыта у молодых футболистов. Сыграло свою роль и то, что у нас не было опытного тренера, который подсказал бы молодежи, как надо действовать в той или иной ситуации.
- То есть Гридин и Заздравных не смогли подсказать что-то важное молодым игрокам в нужный момент?
- Они практически не вели с ними работу. Вы можете спросить у самих ребят - что эти наставники сделали для них? Пришел новый тренер - Леонид Назаренко, и за два дня сделал намного больше. Хотя я с ним ранее знаком не был, он мне напомнил все, чем я занимался четыре года в «Кубани». Меня это поразило. Назаренко очень внимательный наставник, с ним весьма приятно работать. Он, уверен, поможет команде, сделает то, чего не сделали его предшественники.
- Наверняка вы были в раздевалке после игры с «Ладой» и стали свидетелем скандала между игроками и Заздравных. Ваше мнение на этот счет?
- Да, я видел - всю ситуацию. После конфликта подошел к Заздравных и сказал, что он не прав. Я понимаю, что тренер всегда прав, но оскорблять перед всеми футболиста своей команды, даже если он сыграл неважно, неправильно. Не стоит забывать, футболист такой же человек. Можно было поговорить один на один и обсудить все вопросы, а не разрешать их таким способом.
- Вы уже давно стали штатным пенальтистом «Динамо». Это ваша инициатива?
- Я сам по себе спокойный человек и словам тренера стараюсь не перечить. Как-то перед одним из матчей Гридин сказал, что пенальти будет бить Тонга. Вот я и бью до сих пор.
- А раньше били пенальти?
- Бил. Уделяю этому компоненту время на тренировках. Но когда бьешь в игре и тем более забиваешь, чувства переполняют абсолютно другие. Цена промаха бывает очень высока.
- Удары под перекладину с «точки» - это задумка или просто «выстрел» на силу?
- Я еще играю в футбол и не могу все рассказать. Пусть это пока останется небольшим секретом.
- Только недавно вы оправились от травмы. Что за повреждение, и полностью ли излечились?
- У меня была травма боковой связки, потребовалась даже операция. Сейчас понемногу набираю форму, но это довольно тяжелый процесс. На данный момент, естественно, не готов на все сто процентов.
- С кем вы дружны в команде?
- Со всеми. У меня нет ни с кем проблем. Наоборот, мне помогают, как могут, общаются, шутят. Нет такого игрока, с кем я бы не общался.
- В городе часто бываете?
- Чтобы погулять, выходил один раз, но в большинстве случаев выезжаю в город на машине. У меня есть свое авто - «Рено». Люди здешние очень интересные - кто-то узнает во мне футболиста, а кто-то пугается: «Ой, а ты откуда такой?» Для многих я тут как пришелец из космоса.
- С выходками расистского толка приходилось сталкиваться?
- В Дагестане - нет. Оскорблений в свой адрес не слышал.
- Даже с трибун можно увидеть вашу большую мышечную массу на ногах. Это от природы они такие, или вы их специально качали?
- Просто так ничего не бывает. Конечно, что-то природа мне дала, но если это оставить без внимания, то в тонусе держать организм невозможно. Все зарабатывается потом и кровью.
- После первого круга ходили слухи, что вас хочет вернуть в свои ряды «Кубань»…
- До меня такие разговоры тоже доходили, но никто конкретно по этому вопросу не обращался. Слухи - они слухи и есть. Да и, знаете, подобное возвращение было бы возможно, если бы я был отдан «Динамо» в аренду. А так…
- Какая команда в нынешнем сезоне более всего понравилась вам?
- «КАМАЗ» показался симпатичным. Ну и, конечно, «Кубань» выглядит очень прилично.
- Попасть в сборную Камеруна на данный момент - реально?
- Нет. Сборная Камеруна - это не команда КФК. В ней играют футболисты, выступающие в европейских чемпионатах. Откуда тренеры сборной услышат о махачкалинском «Динамо»?
- Промах ЭтоО, не позволивший камерунской сборной выступить на чемпионате мире, вызвал у вас переживания?
- Конечно! Хорошо, что техника позволяет в любой точке мира наблюдать за игрой своей сборной. Я смотрел тот матч и видел трагедию ЭтоО. Самуэлю не повезло, однако все обернулось скандалом. Поэтому я очень серьезно подхожу к пробитию пенальти.
- Расскажите немного о своей семье.
- Семья живет в Краснодаре. У меня два сына, которых обожаю.
- И последний вопрос - «Динамо» останется в первом дивизионе?
- Это наша главная задача, и мы сделаем все, чтобы ее выполнить. Это в интересах и клуба, и игроков. Если вылетим, то найти себе пристанище будет очень трудно. Кому ты нужен, если не смог помочь своей команде сохранить место в первом дивизионе, верно?
Марат Рамазанов, Махачкала,
специально для «Независимой спортивной газеты»