поиск по сайту
Автоспорт. Эксклюзив

Фирдаус Кабиров: «После финиша в Дакаре - катаемся на лыжах»

Ралли «Дакар-2006» в цифрах: 9043 километра по пустынному бездорожью, из которых половина - спецучастки. Семь стран: Португалия, Испания, Марокко, Мали, Гвинея, Сенегал, пройденных экипажами меньше чем за две недели пути. 766 участников ралли-рейда на 231 мотоцикле, 174 легковушках и 69 грузовиках, из которых меньше половины добрались до финиша. И есть среди всех этих цифр особо приятная для каждого россиянина - «семерка». Именно столько раз победителями в классе грузовиков становились пилоты команды «КАМАЗ-мастер». В этом году первым к финишу приехал «КАМАЗ» Владимира Чагина, а на «Дакаре-2005» победу праздновал его товарищ по команде Фирдаус Кабиров, побывавший недавно с краткосрочным визитом в Краснодаре, чем не преминул воспользоваться корреспондент «Независимой спортивной газеты» и взял у знаменитого гонщика эксклюзивное интервью.
- Фирдаус Зарипович, пять побед подряд на последних «Дакарах» означают, что «КАМАЗ» на сегодняшний день - лучший грузовик мира?
- Да, мы на самом деле выступаем на лучшем автомобиле мира. «КАМАЗ-4911-Экстрим» - лучший грузовик последних лет. Это доказывают систематическое участие и победы в сложнейших и престижнейших гонках планеты «Париж-Дакар». Сам факт, что автомобиль просто финишировал в «Дакаре» - для автопрофессионалов означает, что завод имеет серьезную технологическую и конструкторскую базу, которая может создать такую прекрасную машину, и, в том числе, серийные автомобили, которые приближены к соревновательному образцу. До недавнего времени лидером среди полноприводных авто, предназначенных для езды по бездорожью, считалась «Татра» - единственный грузовик с традиционной независимой подвеской. Благодаря этому «Татра» опытного чеха Карела Лопрайса несколько раз побеждала в гонке. Но, потихоньку совершенствуя «КАМАЗ», мы добились побед даже на зависимой подвеске с тяжелыми мостами - нашлись свои преимущества, за которыми сейчас гоняются все наши конкуренты. Конечно, хорош и двигатель, в котором главное даже не мощность (а ведь «КамАЗ» и на тонну тяжелее и немного мощнее всех соперников-конкурентов), а крутящий момент, который помогает легко преодолевать любые песчаные дюны и эрги - так арабы называют песчаные массивы в пустынях Северной Африки - на протяжении всей Сахары.
- Сейчас основные конкуренты «КАМАЗа» на ралли - это...
- Как я уже говорил, «Татра» Карела Лопрайса. Плюс голландские «ДАФы» старшего и младшего Де Роя. «ДАФ» вернулся после длительного перерыва, чтобы победить: многие ездят для собственного удовольствия, для проверки себя в экстремальных условиях, а эта команда намерена всякий раз непременно выиграть, но в течение пяти лет им пока это не удается. Ситуация с каждым годом становится все сложнее для Де Роя, потому что на него работает множество спонсоров, все ставят на него, а он пока не оправдывает доверия. Так что, мы должны каждый год что-то предпринимать, придумывать новое в автомобиле, чтобы удержаться на первом месте - вы же знаете, сложнее удержать чемпионство, чем завоевать его.
- Есть ли технические отличия у вашей машины и «КАМАЗа» Владимира Чагина?
- Нет, конечно. Мы представляем одну команду, одну страну, один завод, и наши машины абсолютно одинаковы.
- Можно сказать, что раллийная модель «КАМАЗа» идеальна?
- Естественно, нет. До идеала нам еще далеко - техника и конструкторская мысль ведь не стоят на месте и не знают границ. Но нужно учитывать, в гонках мы находимся в рамках международного технического регламента и заниматься автомобильным творчеством можем исключительно в этих рамках. Допустим, с года на «Дакаре» запрещено использовать системы спутниковой навигации, что существенно усложняет работу всем экипажам, особенно штурманам.
- Чем отличается серийный «КАМАЗ-4911-Экстрим» от раллийного собрата?
- Серийная модель - просто раллийное шасси со всеми компонентами: хорошей специальной подвеской, мощным двигателем, специальной компоновкой, дизайном кабины. Кузов на заводе устанавливается любой, по желанию клиента - хочешь, покупай и заявляйся на ралли (Смеется).
- Сколько, интересно, времени приходится сидеть за рулем участникам «Дакара»?
- Бывают короткие этапы, особенно в Европе, они длятся всего по 6-8 часов. А бывает и до 20 часов за рулем находишься. Особенно сложные участки на юге Мавритании: медленные, средняя скорость низкая, едем по верблюжьей траве, колючкам, между кочками высотой 1,5 метра расстояние 2-3 метра - туда база автомобиля не вписывается, приходится наезжать с одной кочки на другую. Легковым-то полегче - они между некоторыми препятствиями успевают лавировать, а на «КАМАЗе» приходится держать руль прямо, терпеть и ехать, сжав зубы. Если, не дай Бог, случится какая-нибудь поломка, то и к утру можно не добраться. Главная задача - приехать до старта первого экипажа на следующем этапе, если не успел, то автоматически сходишь с гонки. За время «Дакара» все гонщики становятся легче: я, правда, всего три кило теряю, потому что худой.- А вот Карел Лопрайс в былые времена весил килограммов 110-120 и во время гонки терял до 15-20 кило.
На «Дакаре», кстати, еще и еда весьма специфическая - непривычная для желудка восточного европейца. В последние годы мы выходим из затруднительного положения собственными силами: за нами едет «техничка», в которой есть и душ, и кухня, и два холодильника, заполненные морожеными пельменями. Так что, мы теперь полностью автономны.
- Вы участвовали в огромном количестве ралли-рейдов. А запомнился больше других какой?
- Самые приятные воспоминания остались от ралли «Париж-Дакар-Каир» 2000 года: финишировать в год миллениума у величественных египетских пирамид - непередаваемые ощущения. Тем более, тогда на пьедестале почета оказались оба «КАМАЗа» - золото у Чагина, бронза - у меня.
- Сколько всего человек трудится в команде «КАМАЗ-Мастер»?
- У нас на заводе есть департамент специализированных автомобилей при научно-техническом центре, в котором работает около 60 человек. Команда, выезжающая именно на гонку, колеблется в численности от пятнадцати до двадцати пяти специалистов, в зависимости от поставленных задач.
- Не секрет, что вы еще и в гонках на легковых машинах участвуете. Выиграли вот зимний чемпионат страны. Разница с «Дакаром» большая?
- Разница просто огромная. Нет, фантастически огромная. «КАМАЗ» весит 10 тонн, у него большая инерционность, да и едем мы на «Дакаре» по бездорожью, где главное - выдержать физически. А на легковых катаешься для души, чисто на технике. Не стоит думать, что на «КАМАЗе» техника не важна - она, может, еще более филигранной должна быть. Кстати, сами гонки легковушек не имеют для меня серьезного значения, а на «Дакаре» чувствуется огромный груз ответственности за экипаж и всю страну.
- Скажите, а что самое сложное в ралли?
- Все трудности на трассе связаны с поломками. Вот в прошлом году оторвалась рулевая тяга, пришлось три с половиной часа ждать техничку, менять тягу в пустыне, что, доложу вам, задачка не из легких. Бывают и травмы. В 2003-м пришлось ехать с порванными связками колена. Хоть врачи и говорили, что участвовать в ралли нельзя, я все же поехал. Просто поменяли мне гипс на эластичную шину и - вперед (тогда Кабиров стал третьим, обогнав пятьдесят здоровых гонщиков, - прим. Ф.П.). В 2004-м на втором этапе у меня случился сдвиг поясничных позвонков, вызвавший блокировку спинных мышц. И, чтобы продолжать гонку, пришлось ехать в специальном корсете, который стер всю спину в кровь. Такие бывают трудности. В последнее время, как профессиональным спортсменам, приходится тратить время на реабилитацию: скорости на «Дакаре» растут, а с ними и проблемы со здоровьем. С недавних пор с нашей командой работает один из известнейших кинезиотерапевтов страны Бубновский, по его методу мы и восстанавливаемся.
- После автоспорта остается время на другие занятия?
- Мало его, конечно, но все-таки есть. Вся наша команда любит в большой теннис поиграть. Недавно с Володей Чагиным увлеклись картингом, правда, никак пока мальчишек обогнать не можем (смеется) - карт же не грузовик. Еще одно наше командное увлечение - горные лыжи. После финиша «Дакара» мы обязательно всем коллективом отправляемся на европейские горнолыжные курорты, да и дома, в Челнах, есть у нас неплохая трасса.
- И напоследок: не секрет, что вы еще и глава конструкторского бюро «КАМАЗа», так вот, рассматриваете ли гонки как полигон для испытаний собственных изобретений?
- Честно говоря, в первую очередь, мы готовимся и дорабатываем машину именно к выступлению и победе на «Дакаре». Полигон? Это уже как получится, хотя многие узлы и агрегаты, появившиеся на раллийных авто, уже стоят в серии: быстротечные системы подкачки топлива, подвеска, решения по двигателю, особенная компоновка автомобиля. Многое из того, что мы уже испытали и опробовали, я думаю, найдет применение в серийных моделях ближайшего будущего.
Кстати:- «Дакар-2007» - не за горами, и экипажи «КАМАЗов» уже готовятся к очередной - шестой подряд и восьмой всего - победе в самом сложном ралли планеты, которое стартует 5 января.
Федор Пономарев