поиск по сайту
Футбол. Скандал

Четвертованные условно

«Строительство правового государства - это вообще-то здорово. Но мне непонятно, почему оно всегда начинается именно с меня?»
Так по схожему поводу высказывался известный писатель-юморист Виктор Шендерович. И сегодня мы с вами можем ощутить все прелести пребывания в его незавидной шкуре.
«Кубань» повисла на волоске. Со дня на день с краснодарской команды могут снять восемнадцать(!!!) очков. По сути дела, их уже сняли, но только потом вернули - с условием, что опять могут снять. Такая вот белиберда.
В столь запутанной и неоднозначной ситуации очевидным видится только одно. Если очки все-таки снимут, вся борьба «Кубани» за выход в премьер-лигу, которая в кои-то веки складывается успешно, не исключено, накроется к чертовой бабушке. Туда же, к этой милой родственнице, отправится и миф о честных спортивных баталиях в первом дивизионе.
Ну что ж, пружина интриги, как говорится, закручена до предела. А теперь - подробности.
Дело было так...
«Когда государство повернулось лицом к человеку, человек закричал от ужаса». Это снова Шендерович. Как ни странно, к футбольным чиновникам фраза изначально прямого отношения не имела. Итак, хронология событий.
25 апреля 2006 года. Вообще-то, начало этой драматической, но крайне поучительной истории лежит на пару лет раньше. Когда «Кубанью» у ЦСКА были приобретены Артур Тлисов, Андрей Соломатин и Денис Попов. Платить за их трансферы краснодарцы обязались в рассрочку. До поры до времени выплаты происходили четко и в срок, а вот с последним траншем (по нашим данным, около 40 процентов от общей суммы) немного подзадержались. Армейцы, недолго думая, пожаловались в РФС.
И вот, Палата по разрешению споров приняла стандартное для таких ситуаций решение: оштрафовала «Кубань» на символическую по футбольным меркам сумму в 20 тысяч рублей и обязала краснодарцев погасить задолженность до 24 мая. Именно тогда впервые робко прозвучала угроза о снятии с команды 18 очков. Но в целом события пока развивались тихо и мирно.
23 мая. Пресс-атташе «Кубани» Валерий Кондратенко сообщил о том, что задолженность перед ЦСКА полностью погашена, деньги перечислены армейскому клубу.
25 мая. Выясняется, что краснодарцы все-таки не успели к указанному крайнему сроку: из-за технической ошибки (деньги случайно были отправлены не на тот счет) произошла задержка. В итоге ЦСКА получил деньги с опозданием на один (один-единственный!) день. Претензий к «Кубани» у армейского клуба нет. Тем не менее, ситуация уже развивается самопроизвольно. Палата РФС по разрешению споров рекомендует членам КДК снять с «Кубани» 18 очков.
28 мая. На заседании КДК РФС генеральный директор «Кубани» Максим Ремчуков предоставляет новые доказательства невиновности клуба. И находит понимание: глава КДК Виктор Марущак выслушивает их благосклонно. КДК РФС рекомендует Палате принять другое решение на основании полученных доказательств.
1 июня. На очередном заседании палата по разрешению споров вновь рекомендует КДК РФС снять с «Кубани» 18 очков.
2 июня. Взрывается информационная бомба. КДК меняет свое решение! С «Кубани» списано 18 очков (за ошибку по каждому трансферу положен шестиочковый штраф, и, поскольку футболистов в сделке задействовано трое, на три эта цифра и умножается). Также, на шесть очков пострадало махачкалинское «Динамо». Турнирная таблица на сайте ПФЛ выглядит страшновато: «Кубань» с 11 очками в активе занимает 20-ю строчку. Ниже - только «Ангушт» и «Металлург».
2 июня. Президент «Кубани» Александр Ткачев реагирует незамедлительно: по его поручению в Москву срочно вылетает один из его замов и куратор спорта в Краснодарском крае Николай Долуда. Там он встречается с президентом РФС Виталием Мутко.
2 июня. Виталий Мутко направляет официальное письмо в ПФЛ, где указывает, что все решения КДК вступают в силу лишь с того момента, как истекает максимальный срок подачи апелляции. То есть через десять рабочих дней. Мутко требует привести таблицу в надлежащий вид и подчеркивает, что окончательное решение примет Апелляционный комитет РФС - в случае, конечно, если клубы сподобятся на апелляции.
2 июня. Турнирная таблица на сайте ПФЛ приобретает прежний, «докризисный» вид.
3 июня. По словам исполнительного директора «Кубани» Дмитрия Слауты, апелляция в РФС будет составлена самым тщательным образом. Ее подача запланирована на 5 или 6 июня: таким образом, заседание Апелляционного комитета может состояться уже 6-7 июня.
5 июня. «Кубань» подает аппеляцию по поводу решения КДК РФС.
Почему дело было так
На том пока все. «Кубань» условно четвертована, но имеет право на апелляцию. А мы, тем временем, задаемся простыми и очевидными вопросами.
За что?
На первый взгляд, ответ подразумевается. Допущена техническая ошибка, за которую согласно регламенту соревнований предусмотрено наказание в размере… Ну и дальше по тексту.
Однако не все так безоблачно. Вспомните многострадальную историю российского футбола: разве наши чиновники всегда столь строго следуют букве закона? Разве не был несколько лет назад помилован московский «Спартак» после нашумевшей истории с бромантаном? Разве не были совсем недавно допущены в зону Юг второго дивизиона ставропольское «Динамо», «Элиста» и «Дагдизель», особых спортивных оснований для того не имевшие? Разве не страдали от неопределенности добрых пару месяцев минувшей зимой «Алания» и читинский «Локомотив», а вместе с ними и весь первый дивизион?
Вот лишь самые очевидные и яркие примеры гибкости трактовок наших футбольных уставов. Что, кстати говоря, не всегда и плохо. Так или иначе, но для развития своего вида спорта РФС и ПФЛ должны иногда делать из правил исключения.
Между тем, возвращаемся к ситуации с «Кубанью». Дело выеденного яйца не стоит. Случайно просрочен день, пострадавший претензий не имеет, деньги выплачены, дело закрыто. И все-таки краснодарский клуб скандальным образом лишают 18 очков.
Почему?
Версия первая. Вся загвоздка - в известном своей принципиальностью и пунктуальностью президенте ПФЛ Николае Толстых. Возможно, он искренне задался целью навести порядок в российском футбольном хозяйстве. И «Кубань» попросту случайно «попала под раздачу». Может такое быть? Может. Но утверждать со стопроцентной гарантией вряд ли кто-то решится. Кроме, разумеется, самого Толстых.
Версия вторая. Она весьма щепетильна. А подсказал ее один знакомый, который, услышав о наказании «Кубани», отреагировал так: «Интересно, кто же нас «заказал»?» Вопрос в самое «яблочко». Ну а мы, осторожно так, предполагаем: может, кто-то из футбольных чиновников и впрямь питает горячие, нежные чувства к кому-нибудь из конкурентов «Кубани»? И даже питает их не совсем бескорыстно?
Но эту версию с гневом отвергаем. Конечно же, в российском футболе такого безобразия никогда не было, нет и быть не может.
Версия третья. Объявился недавно еще и такой любопытный слух. Якобы Николай Толстых опасается потенциальной конкуренции со стороны Максима Ремчукова в борьбе за пост президента ПФЛ. Потому, мол, и вставляет палки в колеса. Ну что ж, версия как версия. В меру очевидная и в меру невероятная. Для коллекции, так сказать.
Вам решать, какой из трех ответов больше походит на истину. Не исключено, что правда лежит и вовсе где-то в стороне. Ну а вместо послесловия к главе - очередная цитата.
...«Бывает, что варвары занимают в империи руководящие посты». Вновь Шендерович. Естественно, он имел в виду Римскую империю.
А как дело будет?
Отнимут - не отнимут? Апелляционный комитет РФС, словно красная ячейка на заре прошлого века, вскоре будет решать: «раскулачить» нагло лидирующих в дивизионе краснодарцев или отпустить с миром.
В этой связи, оптимизм вселяет выступление Виталия Мутко 2 июня: дескать, до заседания комитета очки-то «Кубани» верните. Факт не определяющий, но, скажем так, динамика положительная.
На самом же деле, в отрыве даже от клубных пристрастий, очень хочется, чтобы над буквой закона возобладал здравый смысл. Что, в конце концов, у вас перевесит, господа чиновники: случайная помарка в финансовых расчетах на одной чаше весов или тысячи болельщиков, перспективы развития футбола в целом регионе - на другой? Любопытно будет узнать.
«Умом Россию не понять, - заметил по не связанному с футболом случаю преданный спартаковский болельщик Виктор Шендерович. - А другими местами - очень больно!»
Антон ТИХИЙ