поиск по сайту
Люди и судьбы

Эмма Овсянникова: балерина художественной гимнастики

Назвать Эмму Овсянникову основоположницей ставропольской художественной гимнастики было бы неправильно, поскольку в свое время она сама занималась под руководством других опытных тренеров. Однако все самые крупные успехи ставропольских представительниц самого женственного вида спорта прямо или косвенно связаны именно с ее именем.
Из балета - в спорт
Эмма Николаевна никогда не думала, что станет спортсменкой.
- В детстве я мечтала стать балериной. Видела себя на сцене, в белых пуантах. Танцевать ходила в Дом художественного воспитания детей. Когда чему-то там научилась, выступала в соседних дворах. Наши концерты собирали довольно много зрителей, и мне это нравилось.
- Что же произошло, что вы решили переключиться на спорт?
- Меня пригласили в секцию спортивной гимнастики. Мы жили на проспекте Карла Маркса, а недалеко от нас был гимнастический зал - к сожалению, этого здания больше не существует. Туда ходили заниматься все дети из округи. Занятия у нас вели супруги Мухай - Иван Васильевич и Мария Васильевна. Их мать была очень хорошей пианисткой, весьма интеллигентной женщиной. Она дала нам первоначальное музыкальное образование, мы разучивали песни под ее руководством. Это было классе в седьмом или восьмом.
- Никогда не жалели о том, что оставили балет?
- Что об этом говорить?! Я вообще ни о чем в жизни не жалею. Когда закончила с медалью школу, встал вопрос о дальнейшем образовании. Мама мои гимнастические увлечения отвергла, сказала, что спортом заниматься несерьезно. И я поступила в ставропольский педагогический институт, на отделение математики и черчения физмата.
Учиться, учиться и еще раз учиться...
- В институте я пошла в секцию спортивной гимнастики, но однажды очень неудачно упала с колец и получила травму локтя. После этого мне порекомендовали заняться художественной гимнастикой. И я перебралась в секцию, которую вела Валентина Алексеевна Полякова. Однако жизнь не стояла на месте - на третьем курсе вышла замуж за Ваню (в конце 50-х - начале 60-х Иван Овсянников занимался акробатикой в одной группе со знаменитым ныне на весь мир тренером Василием Скакуном, - прим. В.Х.), а на четвертом у нас родился сын Михаил.
- Тут уж, полагаю, не до гимнастики было…
- Как сказать… Из-за того, что у меня был маленький ребенок, ходить на общие тренировки действительно не получалось. И я в шесть утра вместе с Ваней стала посещать занятия основоположника ставропольской прыжковой акробатики Михаила Владимировича Страхова. Он был первым заслуженным тренером в этом виде спорта в Советском Союзе, подготовил нашего первого чемпиона мира в прыжках на акробатической дорожке - своего брата Юрия. Страхов оказал на меня большое влияние. Это был настоящий фанатик своего дела, творческий человек. Занятия под его руководством мне потом очень даже пригодились.
- А тренировки у Поляковой?
- Валентина Алексеевна - настоящий профессионал своего дела, человек старой закалки: принципиальная, доброжелательная, отзывчивая. Она всегда учила своих учениц дружбе. У нее безупречный вкус, к которому всегда следовало прислушиваться. На ней очень долго держалась вся ставропольская художественная гимнастика. Я раньше даже не представляла, что смогу работать без нее. Полякова, кстати, тренировала до 73 лет - дольше, к сожалению, не позволило здоровье. Она очень далеко живет, и добираться в зал ей нужно с несколькими пересадками. А у Валентины Алексеевны старые травмы, болячки, проблемы с ногами. Но душой она по-прежнему молодая.
Первая ласточка
- Эмма Николаевна, чего вы добились в спорте?
- Первые соревнования я выиграла в 1958 году - это было первенство Центрального совета «Буревестник». К активным выступлениям вернулась после рождения сына, когда Мише был годик. На последнем курсе выполнила мастерский норматив, став первым мастером спорта по художественной гимнастике в Ставропольском крае. И вскоре получила приглашение в сборную РСФСР.
- Кто тогда работал в сборной?
- Нас тренировали Нина Николаевна Силаева - она родом из Грозного, но в последнее время живет в Зеленокумске, Елизавета Александровна Облыгина из Свердловска и Мария Вартановна Лисициан - сестра известного певца Павла Лисициана. Очень большую роль сыграл также заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Сергеев, артист Куйбышевского театра оперы и балета. Он был тренером сборной по хореографической подготовке, много сделал для привития музыкальной культуры, что в дальнейшем нам очень помогло.
Мастер на все руки
- После окончания пединститута я не могла найти работу по специальности «учитель математики». Но, к счастью, удалось устроиться на тренерскую работу. Меня взяли в Дом физкультуры, где была секция художественной гимнастики. На работу устраивала Анна Александровна Пехова, она была тогда там администратором, а ныне до сих пор трудится в крайспорткомитете. С тех пор мы с ней дружим. Потом я взяла еще полставки в краевом обществе «Буревестник», которым руководил тогда Николай Николаевич Нельговский. Тренировать приходилось где придется - в пединституте, спортивной школе гороно… Параллельно преподавала физику, черчение и астрономию в средней школе № 7 Ставрополя. К тому же, я еще сама продолжала выступать. Так что приходилось разрываться. Я несколько лет входила в сборную РСФСР и сборную Центрального Совета «Буревестник». А выступала на соревнованиях до 29 лет. Но, когда ученицы начали меня обходить, поняла - пора уходить...
- Что такое тренировочный зал в 50-60-х годах?
- Мы занимались в зале Дома физкультуры, где в то время размещалась ДЮСШ гороно. Там одновременно с нами занимались баскетболисты, легкоатлеты и представители спортивной гимнастики. Зал был разгорожен ширмочками, но к нам нет-нет да залетали мячи. Никто на это, впрочем, не обращал внимания. Я до сих пор благодарна директору школы Юрию Иванову и завучу Виктору Семику за ту чуткость и доброту, которую они проявили. Позже - году в 80-м - мы отпочковались от «Буревестника». Так образовалась ДЮСШ по художественной гимнастике, которую вскоре возглавила Светлана Андреевна Федунова. Еще через несколько лет она была преобразована в школу олимпийского резерва.
Ученики - слава учителя
- Вообще, мне с ученицами повезло. Очень хорошие дети попадались - структурные, культурные. Были, конечно, и очень талантливые девочки, которые в силу каких-то причин - из-за сложного характера, ревности и других проблем - бросали художественную гимнастику, так и не раскрыв весь свой потенциал.
- А кто шагнул дальше всех?
- Первой моей известной воспитанницей стала мастер спорта Татьяна Олешкевич - она пришла тоже из балета, поэтому обладала очень хорошей хореографией. Выполняла движения мягко и в то же время с высокой амплитудой. Вместе с ней занимались Зинаида Панькова, Ольга Епифанова, Лидия Евстафьева. Затем было множество других прекрасных девочек.
- Нельзя ли немного подробнее?
- Наташа Крашенинникова. Она прожила трудную жизнь в спорте, но была всегда опорой для тренеров. Ей приходилось доказывать, что она не на голову, а на три выше других спортсменок. Громадное трудолюбие позволило стать ей первым на Ставрополье мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Наталья была чемпионкой Европы и мира.
Ира Кириенко - яркая, самобытная гимнастка, становившаяся победительницей Кубка Интервидения и многих других соревнований.
Жанна Подшивалина (ныне Вирясова) была одной из самых одаренных моих учениц. Несмотря на слабое зрение, она очень высоко подбрасывала снаряды, рисковала, но риск был оправданным.
Света Лысенко - отличница во всем: входила в сборную РСФСР, была чемпионкой СССР.
Татьяна Титова приехала в Ставрополь из Ачинска - уникальная, неподражаемая спортсменка (Титова была женой мастера спорта международного класса по прыжкам в воду, участника Олимпийских игр-88 в Сеуле Валерия Гончарова, ушедшего из жизни два года назад, - прим. В.Х.).
Лариса Савченкова могла бы добиться большего, если бы ее кисловодский тренер Шафрова передала гимнастку в Ставрополь раньше.
В какой-то мере это относится и к Ирине Токбаевой из Пятигорска.
А вот Ольгу Михальскую, наоборот, ее красноярский тренер год уговаривала меня взять. И она, так же, как и перечисленные выше девочки, стала «международницей»
- Еще кого-то выделите?
- Ольгу Макееву, пожалуй. У этой воспитанницы тренера из Невинномысска Дулькиной были прекрасные линии. Оля была запасной в сборной СССР, заняла как-то третье место на представительном международном турнире на Канарских островах. Но ей, к сожалению, так и не присвоили звания «мастер спорта международного класса»...
Гимнастика на голубом экране
- Не так давно в Кисловодске в 16-й раз прошел международный турнир по художественной гимнастике на призы Ставропольской государственной телерадиовещательной компании...
- Когда мы его организовывали, было очень трудно. Но в последнее время он приобрел второе дыхание... Данные соревнования считаются очень авторитетными в России. Они стали стартовой площадкой для ряда известнейших гимнасток, таких, как Ирина Чащина, наша Ольга Михальская…
- Кто из иностранных спортсменок выступал на этих соревнованиях?
- Соответствовать международному уровню вообще очень непросто. В Ставрополе и Кисловодске (первый турнир прошел в Кисловодске. Затем много лет проводился в Ставрополе, а два года назад опять вернулся в город-курорт, - прим. В.Х.) в разное время демонстрировали свое мастерство гимнастки из Финляндии, Венгрии, Германии, Грузии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении...
- Помнится, на одном из турниров выступала изящная девушка из Кабо-Верде...
- Выступала. А финны, те вообще в 90-х проводили на Ставрополье сборы. Ситуация изменилась после первой чеченской войны - спортсмены из стран дальнего зарубежья с тех пор боятся ехать на Северный Кавказ. Из-за этого несколько лет назад мы не дождались японской команды. К тому же, если раньше могли пригласить иностранную команду и оплатить ее представителям проезд по России, то теперь на это у нас нет средств.
Равнение - на Кубань!
- Эмма Николаевна, вы ведь еще и судья международной категории. Какие соревнования доводилось обслуживать?
- Многие. Это были чемпионаты страны, Европы, различные международные турниры. На этих соревнованиях работали два судьи от Советского Союза - я и легендарная Ирина Дерюгина. Но в конце 90-х в художественной гимнастике произошли большие перемены. Пришла Винер, пришли молодые, полные сил специалисты. Мне пришлось отойти на второй план.
- Вы объездили много стран. Какие произвели на вас наибольшее впечатление?
- У меня никогда нет времени на знакомство с тем или иным городом. Обычно, кроме зала, я ничего не вижу.
- Обычно принципиальный спор - с соседями. Любопытно, какие у вас отношения с коллегами из Краснодарского края?
- Очень хорошие. Мы часто спорим на ковре с кубанскими соперницами, но в жизни мы большие друзья...
- Каков, на ваш взгляд, уровень кубанской гимнастической школы?
- Там подрастает хорошее поколение. Неплохо работают тренеры в разных уголках края. В кубанском спортивном вузе есть отделение художественной гимнастики, выпускники которого едут работать в города и станицы региона. И это здорово! Количество же занимающихся художественной гимнастикой на Кубани гораздо больше, чем на Ставрополье...
Вадим ХНЫГИН, Ставрополь