| |||
Роман Ленгиел: «Хочу вернуть былые успехи. А для этого нужно выйти в премьер-лигу»Краснодарская «Кубань» в межсезонье, за исключением главного тренера Йозефа Хованеца, практически не сделала никаких громких приобретений. В самый последний момент краснодарскую команду укрепил, правда, чешский защитник Роман Ленгиел, выступавший ранее в раменском «Сатурне». Но в первых матчах чемпионата он практически не выходил на поле, зато в последних поединках стал игроком стартового состава и оставляет своими действиями самое благоприятное впечатление.
Надеюсь задержаться в Краснодаре больше, чем на три месяца
- Роман, как состоялся ваш переход в «Кубань»?
- До закрытия трансферного окна, оставался всего лишь день, когда мне позвонил генеральный директор «Кубани» Максим Ремчуков. Он спросил, есть ли у меня желание перейти в краснодарскую команду. А так как в «Сатурне» у меня не было никаких перспектив для продолжения карьеры, то я дал согласие моментально.
- Насколько важным для принятия решения было то обстоятельство, что «Кубань» возглавляет чешский специалист Йозеф Хованец?
- Пожалуй, это обстоятельство не играло никакой роли. Я был рад, что могу уехать из «Сатурна» и попробовать свои силы в другой команде. Просто иметь шанс играть. Так что возглавляй «Кубань» любой другой тренер, я бы все равно перебрался в Краснодар.
- А раньше ваши пути с Хованецом никогда не пересекались?
- Нет, под началом Хованеца я никогда раньше не играл. Но, конечно, знал, что есть такой тренер. Впрочем, и он знал, что есть такой футболист, как Ленгиел. Теперь вот мы встретились в одной команде.
- На какой срок у вас подписан контракт с «Кубанью»?
- На три месяца. То есть в команде я остаюсь как минимум до конца первого круга. Возможно, потом «Кубань» захочет оставить меня: сумма трансфера также обговорена в контракте. Все будет зависеть от того, как я проявлю себя на футбольном поле. А мое желание остаться в Краснодаре велико, мне здесь очень понравилось.
- Ваши первые впечатления от краснодарской команды?
- Сразу же после первых тренировок сложилось хорошее представление. Ребята горят желанием выйти в премьер-лигу. Огорчает лишь то, что пока нет того результата, которые все так ждут.
- Как вам, кстати, уровень первого российского дивизиона?
- Во всех проведенных играх «Кубани» пришлось непросто. Большинство наших соперников действовали от обороны, только «Анжи» и «Химки» пытались играть в быстром, атакующем стиле. Неплохой, в целом, уровень.
- Почему вы долго пробивались в основной состав?
- Такие вопросы решает тренер. К тому же, я пришел в команду за считанные дни до старта чемпионата, когда состав был уже наигран, и что-то ломать было бы неправильно - «Кубань» победила в двух домашних играх, потом довольно успешно сыграла на Дальнем Востоке. Однако вскоре мы начали регулярно терять очки, так что изменения в составе были неизбежны.
- Как оцениваете свое игровое состояние на данный момент?
- Я целый год не выступал на высоком уровне, поэтому пока не имею необходимого игрового тонуса. Чем больше я буду выходить на поле, тем быстрее обрету необходимые кондиции.
В Россию меня позвал Романцев
- Роман, давайте немного перенесемся в прошлое. Расскажите, пожалуйста, о том, как началась ваша футбольная карьера.
- Я родился в городе Ческе Будеевице в спортивной семье. Отец увлекался футболом, играл в третьей чешской лиге, а мама занималась гандболом и волейболом. Я пристрастился к мячу в пять лет. Начинал играть в местном «Локомотиве». Потом перешел в лучшую команду города - «Динамо», которая играла в высшей лиге. Провел там три года, попал в молодежную сборную Чехии. В сборной на меня обратили внимание селекционеры пражской «Спарты», и вскоре я перебрался в столицу. Провел там два года, но в основном, к сожалению, на скамейке запасных. В «Спарте» тогда была очень приличная команда: там играли, например, Росицки и Локвенц, выступающие ныне в немецкой бундеслиге, а тренером был Иван Гашек.
Конечно, все время находиться вне игры меня не устраивало. К счастью, возникла возможность перейти в «Теплице». Там я провел два отличных года. Команда даже пробилась в Кубок УЕФА, где наделала немало шума. Мы обыграли такие сильные клубы, как немецкий «Кайзерслаутерн» и голландский «Фейеноорд». Но и у нас, должен сказать, была хорошая команда.
- И кто в ней играл?
- Например, Павел Хорват. Наверное, он более известен по выступлению за пражскую «Славию» и лиссабонский «Спортинг», участвовал и в последнем чемпионате Европы. А сейчас играет в одном из японских клубов. Ворота «Теплице» защищал Поштулка, с которым я играл вместе еще в «Спарте». Было много хороших ребят, которые впоследствии перешли в более именитые команды. Приятно отметить, что я играл в основном составе. «Теплице» выбыл из Кубка УЕФА уже в весенней части турнира, уступив шотландскому «Селтику». Правда, меня к тому времени уже в команде не было - я перешел в «Сатурн». В Роттердаме, когда встречались «Фейеноорд» и «Теплице», я приглянулся раменским скаутам. Немного позже я встретился с тогдашними наставниками «Сатурна» Олегом Романцевым и Сергеем Павловым, и решился на переезд в Россию. Это было в 2003 году.
- Но в «Сатурне» у вас дела не сложились. Как считаете, почему?
- Романцев вскоре после моего прихода покинул команду. Пришел новый тренер. Не знаю, почему, но в России существует такая традиция, что когда приходит новый наставник, то он приводит с собой 5-10 футболистов, и команда строится практически заново. В общем, я этот новый «Сатурн» не устраивал и сыграл всего в трех матчах.
- Чем же вы занимались в прошлом году?
- Просто тренировался с командой. Иногда сидел в запасе, иногда играл за дубль.
На Олимпиаде и был, и не был...
- Теперь давайте поговорим о более приятных эпизодах вашей карьеры. Знаю, что вы в составе молодежной сборной Чехии добрались до финала чемпионата Европы…
- Пожалуй, тот чемпионат, который состоялся в 2000 году в Словакии, является вершиной моей карьеры. Там была потрясающая атмосфера, стадионы были переполнены… К сожалению, в финале мы уступили итальянцам 1:2. Дважды наши ворота поразил футболист «Милана» Пирло: со штрафного и с пенальти.
- А кто забил мяч у сборной Чехии?
- Честно говоря, стопроцентной уверенностью говорить не могу. Кажется, это был Милан Барош. Вообще, классная у нас команда была: Ярошик, Хайнце, Сьонко, Петруш, который в прошлом году, кстати, за казанский «Рубин» играл. Даже нынешнему голкиперу «Челси» Петеру Чеху тогда места в воротах не нашлось. Пост номер один занимал Дробны, который совсем недавно перешел из «Паниониса» в «Фулхэм».
- Каким был путь сборной Чехии к финалу?
- Восемь команд были разбиты на две группы. Мы разошлись миром с испанцами 1:1, победили голландцев 3:1 и хорватов 4:3. И с первого места, минуя полуфинальную стадию, сборная Чехии вышла в финал. Кстати, мы, помимо всего прочего, отобрались на Олимпиаду в Сиднее.
- Олимпийские игры, насколько мне известно, сложились не столь удачно…
- К сожалению, это так. После чемпионата Европы многие ребята получили приглашения в ведущие европейские чемпионаты. Им не хотелось пропустить старт внутренних первенств, поэтому они отказались выступать за сборную. Наша команда значительно ослабла. На Олимпийских играх мы сыграли достойно только в одном матче - против сборной Камеруна, в которой солировал нынешний футболист «Барселоны» Самуэль ЭтоО. Поединок закончился вничью 1:1. Два оставшихся матча также закончились ничейным результатом: с США 2:2 и с Кувейтом 3:3. Дальше прошли камерунцы и американцы. А «неукротимые львы» и вовсе стали олимпийскими чемпионами.
- Тем не менее, несмотря на ранний сход с дистанции вам удалось окунуться в олимпийскую атмосферу?
- В том-то и дело, что нет. Футбольный олимпийских турнир начался за две недели до старта самих Игр. Поэтому когда состоялась церемония открытия Олимпиады, сборная Чехии уже летела обратно домой. А мне бы очень хотелось хоть ненамного остаться...
Ярошик - классный... теннисист
- Роман, есть ли вас любимые футболисты?
- Сейчас нет. А когда делал свои первые шаги в футболе, то восхищался немцем Лотаром Маттеусом.
- Какими видами спорта, кроме футбола, увлекаетесь?
- Летом люблю поиграть в теннис, а зимой - в хоккей.
- Сейчас проходит «Roland Garros», один из турниров Большого шлема. За кого-нибудь там переживаете?
- Мне всегда нравились американцы Пит Сампрас, который, правда, уже завершил свою карьеру, и Андрэ Агасси. В женской части переживал за немку Штеффи Граф, она, кстати, супруга Агасси, и аргентинку Габриэлу Сабатини - она, на мой взгляд, самая красивая теннисистка. К сожалению, они обе уже не выступают. Так что сейчас я в основном просто смотрю теннис, ни за кого не переживая.
- Не встречались ли вы на корте с кем-нибудь из теннисистов-профессионалов?
- Нет. Зато часто соперничаю с Иржи Ярошиком - он классно играет. Это происходит или в Чехии или где-нибудь в отпуске. Краснодарские же корты еще опробовать не успел.
- В хоккее за какой клуб болеете?
- Я очень люблю НХЛ, где наиболее пристально слежу за «Нью-Йорк Рейнджерс». Рад, что в эту команду перешел Яромир Ягр. «Рейнджерс» уже много лет не может пробиться в плей-офф, надеюсь, с приходом Ягра эта серия неудач будет прервана. Жаль только, что сейчас в НХЛ локаут.
- Недавно сборная Чехии стала чемпионом мира по хоккею…
- Я старался не пропускать трансляции. Наша сборная уже четыре года ничего не выигрывала. В 1996 году, когда чемпионат мира также проходил в Вене, чехи стали обладателями золотых медалей. Поэтому я очень надеялся на повторение успеха. Так и получилось!
Предпочитаю жить сегодняшним днем
- Вы привезли с собой какой-нибудь сувенир из Чехии, который вам напоминал бы о родине?
- Нет. Ничего такого я не привез. Если только не считать фотографии моей семьи.
- Как зовут вашу жену?
- Магдалена. Она улетела несколько дней домой в Чехию. Была в Краснодаре три недели, ей здесь тоже понравилось. И скоро опять прилетит сюда.
- А дети у вас есть?
- Детей пока нет.
- Какая у вас мечта?
- Хочу как можно больше играть в футбол. Вернуть былые успехи. Для этого нужно выйти с «Кубанью» в премьер-лигу. Ну а дальше в будущее я не заглядываю. Никто не знает, что там будет. Предпочитаю жить днем сегодняшним.
- Краснодар уже успели освоить?
- В принципе, да. Это же не такой большой город, как Москва (улыбается).
- С кем из футболистов «Кубани» общаетесь теснее всего?
- Пожалуй, с Марьяном Вукой, Джефтоном, Рикарду и Анте Яжичом, жаль, что он сейчас травмирован. Часто с этими ребятами хожу в кафе после тренировок. Конечно, общаюсь и с другими партнерами по команде.
- А с кем из бывших партнеров чаще всего созваниваетесь?
- С Ярошиком. Как минимум, раз в неделю или созваниваемся, или пишем друг другу сообщения. Очень рад, что «Челси», его нынешняя команда, стал чемпионом Англии. По «Сатурну» остались дружеские отношения с Антонином Кински, Миланом Лешняком и Андреем Малаем. Раньше часто перезванивались с футболистами сборной Чехии Уйфауши, который выступает в «Фиорентине», и Барошем, но в последнее время уж больно сильно судьба нас развела.
- За кого будете болеть в финале Лиги чемпионов? (Наш разговор с Ленгиелом состоялся за день до начала главного матча европейского сезона, - прим. С.Б.).
- Однозначно, за «Ливерпуль». Во-первых, я очень люблю английский чемпионат, где болею в первую очередь за «Челси». Во-вторых, в «Ливерпуле» играет Милан Барош, мой хороший знакомый. И, в-третьих, «Милан» ничего не трогает в моей душе. Я с детских лет болею за «Интер»…
Сергей БАКАЕВ
|