поиск по сайту
Футбол. Межсезонье

У разбитого корыта

Решение Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) перевести ставропольское «Динамо» в разряд КФК вызвало взрыв негодования ставропольских болельщиков, которые долгих пять лет терпеливо ждали возвращения любимой команды в первый дивизион. А когда путевка в этот турнир была у ставропольцев уже в кармане, оказалось, что большой футбол, по большому счету, никому в крае не нужен.
На прошлой неделе прошло заседание попечительского совета ФК «Динамо». Члены совета не стали заниматься самобичеванием, а приняли ряд рабочих решений, суть которых сводится к тому, что прежнего футбольного клуба больше не существует, равно как и его учредителя - краевого фонда «Динамо-Ставрополь», на его месте будет образована новая команда, которая, согласно суровому, но справедливому решению аттестационной комиссии ПФЛ, должна будет в сезоне-2005 выступать в чемпионате ЮФО.
Ставропольский экстрим
А что имел накануне аттестации Ставрополь?
Гордость губернатора Александра Черногорова - красавец-стадион «Динамо» на 15 с лишним тысяч мест. Однако видимость красоты создают лишь разноцветные пластиковые кресла с выложенной символикой команды. А при ближайшем рассмотрении главной арены края можно прийти в ужас. С тех пор как в позапрошлом году на домашней тренировке Матюхин сломал на тренировке ногу, поле не намного стало лучше. К тому же к началу этого сезона клуб обязан был иметь искусственный газон. Но его как не было, так и нет.
Летом во время встречи с болельщиками руководители «Динамо» обещали установить временное табло, которое бы в свободное от футбола время могло бы поворачиваться на площадь Ленина, и его можно было использовать в рекламных целях. Но вместо этого через два здания от стадиона был установлен первый в городе жидкокристаллический экран, который гоняет рекламу сутки напролет. Световые вышки стадиона, может, еще не завалятся, но ватт нужно добавить. Два года назад под восточной трибуной были построены новые раздевалки, однако они уже требуют ремонта. Но самое удручающее впечатление производит расположенный под противоположной трибуной офис футбольного клуба. Столь громкое название получили четыре тесные комнатушки и еще одно помещение, совмещающее в себе коридор и отгороженные от него фанеркой бойлерную и туалет. В «офисе» летом настолько холодно и сыро (в помещения просачивается вода с расположенных выше трибун), что остается только удивляться, куда смотрит санэпиднадзор. Последний же ремонт там был лет, наверное, пятнадцать назад.
Нисколько не лучше выглядит учебно-спортивная база «Динамо», в которой проживали футболисты. Последний серьезный ремонт там был лет десять назад. Из-за хронических конфликтов с крайсоветом «Динамо» на базе частенько нет то горячей воды, то холодной, то света, а часто - всего этого вместе. Серьезные проблемы начались в 1999 году, когда футболисты, вернувшись с труднейшего матча из Махачкалы (первому рейсу самолета со ставропольскими футболистами не дали добро на посадку диспетчеры тамошнего аэропорта и лайнеру пришлось возвращаться назад, и лишь со второй «попытки» динамовцы сели в столице Дагестана) не смогли попасть в свои номера - в их отсутствие между лестничными пролетами была установлена металлическая решетка. Причиной тому была длительная задержка клубным руководством арендной платы за пользование стадионом и базой вышедшему из состава учредителей футбольного клуба крайсовету «Динамо».
С тех пор взаимоотношения двух «Динамо» только ухудшились. В результате чего практически каждый год, а иногда и по несколько раз за год владельцы собственности вынуждены идти на крайний шаг - вновь опечатываются офис, база…
Год за годом…
Причины всех этих сложностей нужно искать в денежной плоскости. До 1997 года ФК «Динамо» не испытывал больших проблем с финансированием, поскольку одним из его учредителей была администрация Ставрополя. Ранее были даже попытки зарабатывать при помощи разыгрываемых во время матчей лотерей. Пробовали проводить в Ставрополе и культурно-развлекательные шоу - показательные выступления спортсменов, артистов, устраивались футбольные конкурсы. Но потом все это заглохло.
В 1998 году на базе прежнего «Динамо» было создано новое юридическое лицо - ФК «Динамо-Ставрополь-98», у руля которого остался прежний руководитель Александр Барыбин. Футболистам взялся помогать руководитель крупной ставропольской компании «ИнтерРос» Эмиль Гашимов (кстати, бывший новороссиец). Он стал выделять на каждый домашний матч по автомобилю, который вручался лучшему игроку хозяев. Однако деньги, как известно, портят людей. Если, например, ветеран команды Сергей Ушаков бросил в раздевалке ключи от авто на стол и сказал одноклубникам: «Это на всех», то после того, как молодой нападающий Замрат Гагиев взял себе безо всяких зазрений совести две машины подряд, остальным игрокам команды это не понравилось, и они перестали ему давать пасы. Это стало одной из причин того, что талантливый футболист вскоре вынужден был расстаться с любимой игрой… Как бы то ни было, но по окончании сезона-98 клуб не расплатился с рядом игроков, в результате чего те вынуждены были добиваться положенного через КДК. Тогда из клуба «за бесплатно» ушли несколько футболистов, а также главный тренер Борис Стукалов.
На следующий год вице-президент ФК «Динамо» Александр Лацинников предложил возглавить команду выпускнику ВШТ Федору Гаглоеву, который еще в предыдущий сезон сам выходил на поле в динамовской майке. Однако, оправдывая пословицу «Хочешь узнать человека - дай ему власть», Федор Иванович сразу почувствовал себя большим начальником, в результате чего у него испортились отношения и с футболистами, и с болельщиками.
Но, объективности ради нужно сказать, и выбора игроков у главного тренера практически не было. Бывали матчи, на которые в стартовом протоколе «Динамо» значились лишь 13 фамилий футболистов, два из которых - вратари. Несмотря на это, в отдельных матчах ставропольчане показывали добротный футбол. В сезоне-99 смогли громко заявить о себе Павлюченко и Трифонов, Дубинский и Сурнев, Студнев и Корбут. Однако вторая лига маячила все ближе и ближе. На роль спасителя ставропольского футбола планировался тренер с мировым именем Валерий Непомнящий, однако, разобравшись за три дня в ставропольской «кухне», он поспешил вернуться в Москву.
В сентябре попечительский совет ФК принял решение отказаться от услуг Федора Гаглоева. Команду принял и.о. главного тренера Сергей Горб, однако уже было поздно что-то предпринимать и «Динамо» вылетело во второй дивизион.
По окончании сезона клуб покинули многие футболисты. Причем если одни уехали из Ставрополя, почувствовав холод отношения руководства города и края к футболу, то с другими дела обстояли иначе. Так, например, в «Ротор» перешли игроки молодежной сборной России Павлюченко и Трифонов, причем Роман рванул в Волгоград еще до окончания чемпионата…
Ниже плинтуса
Ставропольчане скатились во второй дивизион и, начиная с сезона-2000, команду взял под свой личный патронаж губернатор края. Александр Черногоров добился того, чтобы финансирование динамовцев проходило отдельной строкой в краевом бюджете, и поставил во главе футбольного клуба своего старого товарища по комсомольской линии Анатолия Стадника. Последний принял клуб с долгов 12,5 млн. рублей и бюджетом на год всего 8 «лимонов» и создал краевой фонд «Динамо-Ставрополь». В 2000 году команда под руководством вновь вернувшегося Бориса Стукалова финишировала на пятом месте в зоне «Юг». В следующем году под руководством все того же наставника ставропольчане стали вторыми, уступив путевку в первый дивизион ростовскому СКА.
В 2002 году почетным президентом ФК «Динамо» стал Александр Черногоров, бюджет клуба вырос до 18 млн. рублей, а большая часть работы была возложена на председателя крайспорткомитета Руслана Койбаева, который в футбольных делах был новичком. Однако ближе к концу чемпионата в клубе наступил очередной за последние годы финансовый кризис, и впервые за несколько десятилетий игроки команды отказались ехать на календарную игру в Изобильный. С целью нормализации ситуации в конце сезона новым президентом клуба стал депутат краевой Думы Виктор Лозовой.
В 2003 году команду принял известнейший тренер Корней Шперлинг. Перед ним была поставлена задача - вывести «Динамо» в первый дивизион. Для этого были выделены дополнительные средства, позволившие пригласить ряд весьма известных на российских футбольных просторах футболистов - Бессмертного, Левченко, Микаеляна, Шерстнева, Антюхина. Однако довольно скоро Корней Иванович убедился в том, что многих в Ставрополе вполне устраивает то, что команда барахтается во втором дивизионе, и поспешил ретироваться. Вслед за ним «Динамо» покинули ряд приглашенных им футболистов, многих из которых интересовал не сам футбол, а вознаграждение за свою работу. Команду принял и.о. главного тренера Анатолий Пата. В конце лета динамовцев ждала очередная подножка - из-за задержки выплаты трансферной суммы за Александра Малина КДК лишил их шести очков, а в конце сезона оказалась на грани срыва еще одна выездная игра динамовцев.
В последнем туре сезона-2003 в матче «Олимпия» - «Динамо» в конце матча разразилась безобразная драка, которая аукнулась ставропольцам на следующие полгода. Изучив обстоятельства ЧП, чиновники КДК дисквалифицировали семерых динамовцев на 10 календарных матчей (!). Поражение же стоило динамовцам второго места и они откатились сразу на четвертое, пропустив вперед ту же «Олимпию» и «Краснодар-2000».
К прошлому сезону ставропольское «Динамо» начало готовиться к сезону под руководством получившего лицензию главного тренера Анатолия Паты. С ним был заключен трехлетний контракт, но меньше чем за месяц до начала первенства в клубе произошли радикальные перемены. На настоятельные просьбы губернатора Александра Черногорова откликнулись генеральный директор ООО «Ставропольрегионгаз» Рауль Арашуков и знаменитый в недавнем прошлом футболист Сергей Юран, ставшие, соответственно, президентом и главным тренером «Динамо».
Сергей Николаевич не скрывал того, что приехал в Ставрополь затем, чтобы вывести «Динамо» в первый дивизион. Он привез с собой группу молодых талантливых игроков, а также пригласил несколько опытнейших футболистов. Несмотря на скомканную предсезонную подготовку и длительной наказание пятерых оставшихся в команде футболистов ему удалось быстро сколотить очень даже приличный коллектив, который задолго до конца первенства доказал всем, что достоин того, чтобы подняться в первый дивизион.
Что ж, казалось бы, дело сделано, но…
Конец иллюзиям
Ни с первой, ни со второй, ни с третей, ни с четвертой (!) попытки руководству «Динамо» не удалось убедить чиновников из Профессиональной футбольной лиги в платежеспособности ставропольского клуба. Лишь в январе клуб расплатился-таки со всеми футболистами, тренерами собственной СДЮСШ и всеми сотрудниками. Однако еще оставалось много других долгов - порядка 15 миллионов рублей. Финансовые претензии имели к динамовцам калининградская «Балтика» (за обратный трансфер Василия Фиева) и… бывший вице-президент клуба, основатель краевого фонда «Динамо-Ставрополь» Анатолий Стадник…
Когда в клубный офис пришли описывать имущество судебные приставы, то оказалось, что с футбольного клуба, носящего более 70 лет гордое имя «Динамо», и брать-то по большому счету нечего. Единственная ценность ФК - это красивый полутораэтажный автобус. Да вдобавок к нему микроавтобус, несколько компьютеров, столов и стульев (все - б/у).
В связи с этим возникает вопрос: как с такой базой ставропольское «Динамо» собиралось выступать в первом дивизионе?
Вадим ХНЫГИН, Ставрополь