поиск по сайту
Академическая гребля. Олимпийская изнанка

Татьяна Никифорова: «В Афинах мы надеялись удивить мир»

На гребном канале Олимпиады в Афинах Кубань представляли пять спортсменов, выступавшие в четырех классах лодок. К сожалению, им не удалось выловить в афинской воде ни одной медали. Российской эскадре вообще досталась одна награда – ее завоевал экипаж мужской четверки парной в составе москвича, двух ростовчан и спортсмена из Магнитогорска.
Своими впечатлениями об олимпийских соревнованиях по академической гребле поделилась заслуженный тренер России Татьяна Никифорова, главный тренер сборной Краснодарского края.
– Извините, Татьяна Евгеньевна, настроение хуже некуда?
– А с чего ему быть хорошим? Только одна лодка с участием кубанских спортсменов – это женская четверка парная – вышла в финал, заняв в нем пятое место. Мне трудно сказать что-либо конкретное о выступлении этого экипажа. Ее готовил к соревнованиям другой тренер. Не сумели пробиться в решающие заезды обе четверки безрульные… Мы с Ириной Федотовой надеялись в Греции удивить мир. И вот, удивили – победа в финале «Б» вместо олимпийской медали… Обидно, ведь заключительный сбор в Тракае, прошедший на очень высоком уровне, показал недюжинный потенциал Ирины. Она демонстрировала потрясающие результаты на любых отрезках, находилась в прекрасной форме – все это видели… Я была уверена, что медаль ей обеспечена – вот только какая? Уж слишком хороша в этом сезоне немка Катрин Рутшов-Стомпоровски… Но если Ирина в отличном состоянии и поймает кураж… Кто ж мог знать, что тяжелейший приступ межреберной невралгии, случившийся накануне Олимпиады, буквально доконает спортсменку? После Тракая, где мы прекрасно и с большой пользой потрудились, где мы столько наработали и все у нас ладилось, Ирина практически не тренировалась в полную силу. Да что там – она не спала ночами: малейшее движение приносило ей нестерпимую боль. Так было в Москве, так было в Афинах – настоящий ад… Все это время Ирина не жила – существовала на обезболивающих. Уколы, бессонные ночи вымотали ее окончательно. Я предчувствовала беду…
– Дела у Федотовой не заладились с самого начала?
– Этого следовало ожидать. Ира совсем не отдыхала. В полуфинал попадали только победительницы предварительных заездов. Ирина в своем предварительном заезде финишировала второй после болгарки Румяны Нейковой. Не в этом суть – в конце концов Нейкова одна из сильнейших в мире одиночниц. Спортсменок разделяли на финише 16 секунд?! Это же целая пропасть. Ирина никогда и никому столько не проигрывала. Никогда… У Нейковой – 7 минут 35,66 секунды, у Федотовой – 7.51,71…
– Мы в Краснодаре подумали, что Ира, оказавшись в сложной ситуации, просто перестала грести, сберегая силы для утешительного заезда…
– Да нет, что вы… Дело в совершенно другом. Ирина не могла работать в полную силу из-за дикой боли, которую вызывала каждая попытка движения… Выиграли также свои заезды Рутшов-Стомпоровски – 7.35, 20, Карстен-Ходотович из Белоруссии – 7.45,22 и чешка Мирка Кнапкова – 7.25,23, фавориты состязаний. Не удивляйтесь столь существенной разнице во времени. Спортсменки преследовали одну цель – выиграть свой заезд…
– Создалось такое впечатление, что Федотова все же без особых проблем вышла в полуфинал…
– Это правда. На классе вышла: просто соперницы в утешительном заезде были слабы. Голландка Фемке Деккер, закончившая дистанцию второй, проиграла Ирине Федотовой четыре секунды. Но это неважно: в полуфинал отбирались две спортсменки. В трех других заездах победили мексиканка Марта Гарсиа Майо, Соня Уодделл из Новой Зеландии и шведка Фрида Свенссон. Все они, как и те, кто финишировали вторыми, явно уступали Ирине в классе. Это было видно даже невооруженным глазом. Поэтому я была уверена, что Ира все же прорвется в финал. Увы…
– Что же случилось?
– Ничего нового – невыносимая боль, которая не оставляла спортсменку ни на секунду, не позволила Федотовой доказать свое превосходство над соперницами. Первой в полуфинальном заезде была Рутшов-Стомпоровски – 7.30,82. Ирина показала четвертое время – 7.45,43. Это на 10 секунд (!) хуже, чем в утешительном заезде… И Ира пропустила вперед не только Мирку Кнапкову – 7.36,73, но и откровенно слабую испанку Нурию Домингес Асенио – 7.43,59. Это был какой-то кошмар. Вы можете себе представить, что «Запорожец» опережает «Мерседес»? Вот такое же ощущение. Это – несчастье.
– Если бы Ирина вышла в основной финал…
– Я поражаюсь, как она вообще в таком состоянии могла выдержать три старта. Три! Шесть километров, между прочим. Почти полчаса напряженнейшего соперничества. Адские муки. А вы говорите – финал… Кстати, Ирине меньше двух секунд не хватило до этого самого финала. Вы и представить себе не можете, что мы в тот момент с ней пережили. Столько труда вложено, находиться в блестящей форме и – вот такой результат. В душе страшная боль… Эта рана еще не скоро заживет.
– Победа в финале «Б» была безоговорочной…
– Произошло то же самое, что и в утешительном заезде: Ирина явно превосходила своих соперниц в классе и без видимых усилий опередила шведку Свенссон, американку Девайн, чилийку Халдуе Ариасу, мексиканку Гарсиа Майо. Такая победа не согревает душу. Уровень Федотовой, степень ее подготовки – это борьба за олимпийские медали.
– Ну нельзя же так отчаиваться, Татьяна Евгеньевна… В спорте от триумфа до провала – один шаг. Вам ли этого не знать? Всякое на пути к вершине случается…
– Случается, но не в такой момент, когда все было за то, чтобы Федотова завоевала олимпийскую медаль на своей любимой одиночке. Ирина верно заметила, что порцию испытаний она уже получила. Выходит, что нет, не получила, коль такое приключилось. Спортсменки такого таланта, как Федотова, падая, умеют подниматься. Ирина это неоднократно доказывала. Она не опустила руки, когда ее, чемпионку СНГ, не взяли в на Олимпийские игры в Барселону, и когда спустя четыре года нелепая случайность вывела экипаж четверки парной из борьбы за медали… Судьба вознаградила ее. После Атланты Ирина совершила настоящий подвиг на скифе-одиночке, не проиграв ни одного крупнейшего старта в сезоне-1998. Она стала чемпионкой мира, обладательницей Кубка мира, победив на всех трех этапах… Тогда казалось, что все будет так и дальше – по восходящей. Но серьезная травма все перевернула с ног на голову. В таком состоянии Ирина не могла успешно гоняться на одиночке – пришлось пересесть в четверку парную. Ее соперницы – Карстен-Ходотович, Рутшов-Стомпоровски, Нейкова с облегчением вздохнули – после чемпионата мира в Кельне зарубежные спортсменки откровенно побаивались Федотову. В Сиднее она вместе с Юлией Левиной, Ларисой Мерк, Оксаной Дородновой выиграла бронзовые медали. В новом олимпийском цикле мы с Ириной сделали все возможное и невозможное, чтобы победить в Афинах. Кто бы мог подумать, что так грустно закончится… Любое поражение, конечно, можно пережить и даже то, что произошло в Афинах. Ира – нежное создание, но мужественная женщина, и она справится со всеми трудностями. Она сказала мне: «Жизнь продолжается, Татьяна Евгеньевна. Будем готовиться в Пекину…Я верю в праздник на нашей с вами олимпийской улице». Меня тревожит другое. Нездоровая атмосфера в сборной. Я уже рассказывала, с какими проблемами мы столкнулись во время подготовки к Олимпийским играм в Афинах. Не проиграв ни одного старта на скифе-одиночке, мы тем не менее бились за место в олимпийской команде в этом классе. Каких же нервов все это стоило… Не исключаю, что к проблемам со здоровьем, возникшим у Ирины в самый ответственный момент, все это имеет самое непосредственное отношение…
Как это ни парадоксально, но, думаю, что неудача Федотовой на олимпийской регате в Афинах по-своему обрадовала тренеров сборной. Дескать, за что боролись, на то и напоролись. А послушали бы нас, пошли в общей шеренге, глядишь и получили бы медаль… Нет, не получили бы – я в этом уверена. Шанс действительно был, но только на скифе или в двойке парной, чему руководство противилось с упорством, достойным лучшего применения. Главный тренер сборной Александр Шитов разгневался не на шутку, сказал, что сделает все для того, чтобы снять Федотову с президентской стипендии. Я попыталась возражать, разговор вылился в грандиозный скандал. Полагаю, Шитов выполнит свою угрозу, и Ирина лишится стипендии. Но это же чистейшей воды произвол! Да, Федотова не завоевала медаль, не попала в главный финал. Но не потому, что приехала на Олимпийские игры неподготовленной. Ирина достигла к главным стартам четырехлетия оптимальной формы, и Шитову это хорошо известно. Как и то, что Федотова, самая титулованная спортсменка в новой истории российской академической гребли, по-прежнему остается не только сильнейшей в стране, но и одной из лучших мире. А Ирина не спешит завершать свою карьеру – она полна решимости стартовать на олимпийской регате-2008 в Пекине. И как же в такой обстановке можно нормально работать? Снятие президентской стипендии ставит экс-чемпионку мира и обладательницу бронзовой олимпийской медали в чрезвычайно сложное финансовое положение. Я не представляю себе, что должна делать Ирина в сложившейся ситуации, и чем я, ее тренер, могу помочь спортсменке. В такой ситуации наступает отчаяние и невольно опускаются руки. Пора понять, что мы должны проявлять заботу не только о тех наших звездах, кто закончил свою карьеру, но и о тех, кто ее продолжает. Иначе каким же образом мы собираемся соперничать с Китаем, США и добрым десятком других стран, сделавших потрясающий качественный скачок за последние годы?!
– Как говорится, налицо конфликт между потенциалом спортсменки и тренера и условиями, в которых они работают…
– Именно так и обстоит дело. И это уже на протяжении многих лет. В 1998-м тренеры сборной всеми правдами сдерживали творческий порыв Ирины, которая хотела проявить себя на скифе-одиночке. Они буквально заталкивали ее в четверку. Чемпионат мира показал, кто прав. Федотова стала чемпионкой мира, и это была единственная награда сборной России на мировой регате в Кельне. Единственная. Теперь вот пытаются лишить финансового обеспечения. Не мытьем, так катаньем. Только кто от этого выигрывает? Так ли много в российской академической гребле спортсменок уровня Федотовой? Почему никому не придет в голову, что разбрасываться такими талантами преступление?
– Каким вам показался финал на женских скифах-одиночках?
– Я нисколько не сомневалась в том, что олимпийской чемпионкой станет немка Рутшов-Стомпоровски. Карин еще на регате в Люцерне произвела на всех необыкновенно сильное впечатление. Свою блестящую форму она удержала до Афин. Немка уверенно обыграла выдающуюся белорусскую спортсменку Карстен-Ходотович, победительницу двух предыдущих Олимпиад, и болгарку Румяну Нейкову. Все остальные финалистки в споре за медали практически не участвовали. В мужском финале мы переживали за эстонца Юри Яансона, славного парня. Этот выдающийся спортсмен становился чемпионом мира еще в союзные времена. На сборе в Тракае Юри очень внимательно следил за нашими тренировками, делился своим опытом, знаниями… К счастью, Яансон не остался без медали – у него серебряная награда. Золотая – у норвежца Олафа Туфте, выигравшего у Юри чуть больше двух секунд…
– Золотая медаль мужской четверки парной дает основание назвать выступление сборной России успешным?
– Судите сами. Четыре года назад бронзовые награды выиграла женская парная четверка. Теперь у мужчин золото – следовательно, шаг вперед. Женский квартет, однако, не удержал свои позиции – на этот раз наша четверка финишировала только пятой, следовательно, в сравнении с Сиднеем – шаг назад. Одно осталось неизменным: и вчера, и сегодня в нашем активе одна медаль, только сейчас ее блеск ярче.
– Успех мужской парной четверки стал для вас неожиданностью?
– Экипаж уже проявил себя на международных соревнованиях и, признаться, с ним связывались определенные надежды, но чтобы золото… Это, конечно, сюрприз. Индивидуально спортсмены ничем не выделяются на фоне других, но тренеру Юрию Малышеву, в прошлом прославленному одиночнику, победителю Мюнхенской Олимпиады, удалось создать превосходный коллектив, совершивший в Афинах настоящий подвиг. Успех четверки парной – это классический пример успеха командной гребли. Сергей Федоровцев, Игорь Кравцов, Алексей Свирин и Николай Спинев не были фаворитами в этой гонке, но продемонстрировали и характер, и волю, и мастерство, соперники отступили перед их натиском. Молодцы, ребята! Рада за них, за Юрия Малышева, который упорно шел к своей цели, и в конце концов достиг ее. На последних 500 метрах увеличила ход чешская четверка, прибавили экипажи Польши, Украины. Это был напряженный момент. Наши парни выдержали… Победа четверки парной добыта не благодаря тому, что происходит в нашей гребле, а вопреки. Как и победа Федотовой на чемпионате мира-1998. Больше никто и никогда золотых медалей не выигрывал.
– В полуфинале будущие чемпионы финишировали только четвертыми, пропустив вперед экипажи Польши, Чехии и Германии. Чем это можно объяснить?
– В финал выходило шесть лодок, и ребята не выкладывались, экономили силы. Посмотрите на протокол финала. Поляки четвертые, немцы – пятые… Наши ребята первые.
– Наград в Афинах могло быть больше?
– Думаю, да. На двух последних первенствах мира женская двойка Ирина Федотова – Лариса Мерк выигрывала медали. Убеждена, в Афинах этот дуэт вполне мог поспорить и за чемпионский титул. Во-первых, сами спортсменки еще не реализовали свой потенциал, во-вторых, знаменитые сестры Джорджина и Каролина Иверс-Суинделл выглядели в Греции не так мощно, как обычно. Они с большим трудом опередили немок Пегги Валенски и Бритту Оппельт. Не произвели впечатления и англичанки Сара Уинклесс и Элис Леверик, обладательницы бронзовых наград. В том, что Ирина и Лариса были бы в тройке призеров, не сомневаюсь. Но тренеры сборной сделали все для того, чтобы дуэт Федотова-Мерк распался.
– Этому, вероятно, должно быть объяснение?
– Конечно. Тренеры сборной , как и четыре года назад, решили сделать ставку на четверку парную в прежнем ее составе – Юлия Левина, Лариса Мерк, Оксана Дороднова, Ирина Федотова. Им казалось, что этот квартет способен выиграть золотые медали. Ослепленные своей идеей, тренеры не замечали или не хотели замечать того, что происходит вокруг. А ситуация кардинально изменилась. Я уже не говорю о том, что когда разгорелся сыр-бор, Россия еще не имела олимпийской лицензии в этом классе лодок. Но главное в другом: я уверена что этот экипаж уже не способен прогрессировать. За долгие годы девочки так и не познали радость крупных побед. Это и заставило нас с Ириной категорически отказаться от перспективы выступать в экипаже четверки парной. Тем более что дела в двойке парной шли совсем неплохо.
– Разве Федотова не выбрала одиночку?
– Выбрала, но после того, как у нее не осталось выбора. Четверка нами даже не рассматривалась. А на скифе, с которым у Ирины связаны наилучшие воспоминания, дела сразу пошли неплохо. Выигрыш Донской регаты, победа в чемпионате страны…
– Пятое место на регате в Люцерне вас не смущало?
– Нисколько. Ира проиграла Рутшов-Стомпоровски и Нейковой восемь секунд. Это, конечно, много. Но все познается в сравнении. Я уже говорила, что Ира не выступала в этом классе лодок почти пять лет. Пропали навыки – это специфический класс лодок. У нас было достаточно времени, чтобы отшлифовать технику гребли, улучшить функциональную подготовку. И нам удалось это сделать. Увы, случилось несчастье, от которого никто не застрахован.
– Вы полагаете, что в двойке парной эти проблемы не повлияли бы на конечный результат?
– Не в такой степени, как на одиночке. Я убеждена, что Мерк и Федотова не остались бы без медалей…
– По мнению Александра Шитова, медали должна была выиграть и четверка парная. Вы считаете, что это было невозможно. Чего не хватило нашим спортсменкам?
– Судя по всему, девчонкам не хватило сил, ведь после первых 500 метров они шли на второй позиции. А на финише были только пятыми, проиграв украинкам, завоевавшим бронзовые медали, более двух секунд. Немкам, чемпионкам – более семи секунд, англичанкам, серебряным призерам – более пяти…
– Как, по-вашему, выглядели четверки безрульные на фоне лидеров мировой гребли?
– Оба экипажа заняли четвертые места в предварительных заездах и пробились в полуфинал через утешительные. Легковесы, где выступал Сергей Букреев, обошли квартеты Сербии и Черногории и Испании, а четверка, в составе которой находились Владимир Володенков и Евгений Жигулин, оказались сильнее американцев и хорватов. А вот дальше дело не пошло. Хотя экипаж в составе Александра Зюзина, Сергея Букреева, Валерия Сарычева и Александра Савкина был близок к тому, чтобы выступать в главном финале. Ребята проиграли ирландскому квартету меньше секунды… Я думаю, у этого экипажа хорошие перспективы.
– Исходя из итогов олимпийской регаты, можно сказать, что мировая академическая гребля прогрессирует?
– Это действительно так. Расширяется география, выравнивается класс. Великолепные экипажи есть в целом ряде стран, как Западной, так и Восточной Европы, в Австралии, Новой Зеландии, в Южной Америке… В Афинах в соревнованиях мужчин никому не удалось победить дважды: восемь финалов – восемь чемпионов, представляющих различные страны – Норвегию, Россию, Францию, Данию, Англию, Австралию, Польшу, США. Только австралийцам удалось стать обладателями всех трех комплектов наград. Серебряные медали есть у французов. Без золота и серебра Италия – у нее три бронзы. У женщин выделяется мощная сборная Германии. Отличные экипажи готовят в Румынии, Англии и целом ряде других стран. Популярна женская академическая гребля в Австралии. Канаде. Голландии, Белоруссии, Новой Зеландии. Набирает силу Китай. В Пекине пробиться на пьедестал будет куда сложнее, чем в Афинах. В этом можно не сомневаться.
– Академическая гребля – дорогой вид спорта…
– Очень дорогой. Тем не менее ее развивают не только в богатых, экономически сильных странах. Согласитесь, Румынию, Белоруссию, Польшу к ним никак не отнесешь, а там воспитывают высококлассных спортсменов, в том числе и олимпийских чемпионов. Академическую греблю выгодно развивать. Все это давно поняли. В Советской Союзе был заложен прочный фундамент, но мы начинаем терять свои позиции. Академическая гребля не только зрелищный вид, но и, как принято говорить медалеемкий. Да, требуются основательные капитальные вложения, но затраты окупаются сторицей. На Кубани академическая гребля уже пустила глубокие корни. Ирина Федотова, Юлия Левина, Антон Чермашенцев – обладатели бронзовых олимпийских медалей. У нас есть чемпионка мира и призеры мировых первенств, за которыми – не пустота. А главное – есть квалифицированные тренеры, способные давать высокие результаты… Нужно только создавать соответствующие условия. Наша тренировочная база в ужасном состоянии. Это только один штрих. Мы не имели проблем с финансированием во время подготовки к Олимпийским играм, но это еще не значит, что делаем все для развития академической гребли.
Виктор ДОБРОСКОКИН