поиск по сайту
Бобслей. Тет-а-тет

Алексей Пушкарев: «Показали в Корее, что можем бороться!»

К
убанский экипаж стал победителем Кубка мира в зачете четверок! В команду вошли пилот Александр Касьянов, разгоняющие Алексей Пушкарев, Василий Кондратенко и Алексей Зайцев. Последние трое - коренные кубанцы!
Пушкарев выступал на Олимпиаде-2014 в Сочи в четверках, где экипаж Касьянова занял 4-е место. В текущем олимпийском цикле Касьянов и Пушкарев составляют неизменный дуэт в двойках, а в четверках после поиска разных сочетаний к ним постепенно добавились остальные кубанцы - Зайцев и Кондратенко.
Алексей Пушкарев, Алексей Зайцев, Василий Кондратенко, Александр Касьянов (слева направо)
фото: rusbob.ru
Корреспондент «Независимой спортивной газеты» обстоятельно пообщался с Алексеем Пушкаревым и узнал много интересного о мире зимней «Формулы-1».
Вместе с Матадором
- Алексей, когда победа в Кубке мира стала осязаемой?
- Кубанские экипажи на предпоследнем этапе в австрийском Иглсе могли показать достойное время, но была заминка на посадке. Выиграй или попади в призеры, досрочно стали бы обладателями Кубка мира. Вместо этого швейцарцы приблизились к нам по очкам - из 60-ти баллов отрыва осталось только 14. Если бы в Корее проиграли Рико Петеру, остались бы вторыми, как уже было в сезоне-2014/15.
- На заключительном этапе Кубка мира в южнокорейском Пхенчхане, который являлся и предолимпийской неделей, экипаж Александра Касьянова оформил победу в четверках, а в комбинированном зачете российский пилот стал вторым.
- Перед этапом в Пхенчхане мы шли 3-ми в общем зачете двоек, а в итоге стали 5-ми - но все равно это лучший результат для нас в данной дисциплине. Что-то не пошло на соревнованиях двоек, а в четверке на следующей день собрались, разозлились и побежали! Со швейцарцами началась заруба, до последнего виража интрига держалась!
Трасса в Корее - новая, почти все экипажи выступали с нуля. Только некоторые пилоты катались на тестировании, от России были Алексей Стульнев и Александра Родионова. Саня Касьянов установил рекорд трассы в первом заезде. Во втором всегда начинаются нервы, когда отрывы измеряются сотыми долями секунды. Важно, кто быстрее стартовал, на посадке люди часто ошибаются, падают. Но во втором заезде Саня рекорд еще улучшил! Также ему принадлежат рекорды в Уистлере и Сочи. Пилот - у нас лучший в мире! Матадор, как его называют иностранцы. И хороший человек - это даже в первую очередь! В двойке у нас старт хромает, хотя, бывает, и здесь проскакиваем, в четверке более конкурентоспособны.
- Как вам трасса в Корее?
- Не самая сложная для пилотирования, но весьма своеобразная - таких трасс больше нет. Прямая довольно длинная, если с бортами ее прошел, всё - до свидания. Мы проскочили четко посередине. Впрочем, мое дело - толкать быстро. От меня зависит старт, посадка, выходная скорость, от пилота - финиш. Нюансов в бобслее столько! Если где-то осечка, результата не будет.
Лететь в Пхенчхан, конечно, далеко! Из Германии в Корею от гостиницы до гостиницы добирались 35 часов. Еще 3 недели просидели на сборах там, проходили акклиматизацию. Сложно было, в Корее время сильно опережает наше - мне проще привыкать, когда оно отстает, как в Америке. Зато в Корее люди приветливые. Я наладил контакты, подружился с местными, они учили меня языку. Русский там знают те, кто в Сочи ездил, - «привет», «как дела». Вот «фольклор» наш хорошо учат, моментально запоминают все нецензурное!
Шулерство в зимней «Формуле-1»
- Какие ожидания были на старте сезона?
- Всегда хочется побед! В начале сезона в сборной сменились тренеры, но думали, что все должно быть хорошо. Хотя у нас такой вид спорта, где не все зависит от тебя.
- Что имеете в виду?
- Сказываются погодные условия, особенно снег. Иностранцы, бывает, шулерством занимаются. Шпур, в котором на старте боб находится, организаторы, когда снег идет, своим очищают, а русским, наоборот, мало прометают или вовсе заметают. Такая хитрость, которая серьезно влияет на старт.
Полозья - бобслейные коньки - не к каждой трассе подходят. Если тепло - одни полозья, холодно - другие. Словом, как в «Формуле-1», где есть резина под всякую погоду, так примерно и у нас. Бобслей - это зимняя «Формула-1»!
Сложность в том, что немецких трасс в календаре много - целых 3. На одной может быть и 2 этапа в сезоне. То есть из 8-ми этапов в Германии иногда проходят 4. Какая справедливость? Каждый второй чемпионат Европы проводится в Германии - а дома они короли. В Северной Америке мы уверенно боремся с немцами, побеждали в Уистлере, Солт-Лейк-Сити, в Лейк-Плэсиде 2 года подряд были 2-ми. Когда в нынешнем сезоне в Альтенберге 2-ми стали, немцы в шок пришли!
- Скандальный перенос чемпионата мира-2017 из Сочи в немецкий Кенигзее стал ударом?
- Когда летом возникла ситуация, что россиян не допускали до Олимпиады в Рио-де-Жанейро, появлялись мысли, что доберутся и до нас... Конечно, расстроились. На домашней Олимпиаде мы стали 4-ми, хотели расквитаться! Если не выиграть, то хотя бы в призеры попасть. Это большее достижение, чем Кубок мира. Но что делать? Переступили и пошли дальше. Унывать было нельзя. Что ж, в Корее будем бороться. Показали, что можем.
- Все российские экипажи на чемпионате мира остались за пределами шестерки…
- Опять-таки сказалось, что в Германии проходил турнир… Немцы в четверках заняли весь пьедестал - причем, два экипажа поделили 1-е место плюс бронзовые медали! Понятно, что у хозяев трассы наката больше. Ну и появились сильные пилоты Франческо Фридрих и Йоханнес Лохтер - они молодые и хорошо толкают. Но других тонкостей тут полно - дома и стены помогают. В Сочи такое не прокатило бы однозначно! На Олимпиаде у немцев ни женщины, ни мужчины вообще в призеры не попали - когда такое было? Возможно, поэтому в Сочи не захотели соревноваться… В других странах немцы чуть в сторонке остаются. Во Франции на чемпионате Европы-2015 в Ла-Плане мы были 2-ми в четверках, а Германия на пьедестал даже не попала. В нынешнем сезоне мы стали 4-ми на чемпионате Европы в четверке в немецком Винтерберге. Хозяевам почистили трассу ветродувами, нам - замели конкретно. Хитростей и уловок много! В Германии все трассы открытые, в Сочи и Пхенчхане - закрытые. Снег туда не попадает, так что подобные трюки никак не прокатят.
- Сочинская Олимпиада, где вы выступали в четверках, - как вспоминается?
- Саня Касьянов переживал много, два раза он стал 4-м. Тем более и в двойках, и четверках проигрывал всего 3 сотых… Ехал хорошо, подводил старт. В четверках (также в экипаж входили Максим Белугин и Ильвир Хузин, - прим.С.Б.) в первый день мы выступили неважно, зато в третьем заезде стали 3-ми, а четвертый - и вовсе выиграли. Помню, после первого дня, пока коньки и боб готовили, вернулись домой в 3 утра. А новые заезды начинались уже в 9. Ничего, голова на место встала - лучше поехали! Настрой был отличный, могли попасть в призы. Ну а что делать? Значит, работать надо больше. Потом уже смеялись над «деревянными» медалями. Это опыт, и с ним надо идти дальше.
- Кстати, ваша четверка после победы на Кубке мира неожиданно стала 2-й на чемпионате России в Сочи, который завершил нынешний сезон…
- Это спорт, бывает всякое. Кроме того, мы выступали на другом бобе, наш не вернулся к тому моменту. А вот двойка была «родная», она раньше прибыла, и мы с Саней выиграли. Молодые тоже ждут, когда ты ошибешься. Конкуренция большая не только международная, но и российская. Все хотят выступать в первом экипаже. Если ты первый в рейтинге, то выбираешь инвентарь - бобы, полозья.
Сильный, как штангист, быстрый, как легкоатлет
- Как проводите отпуск?
- Надо отдохнуть, психологически устали - сезон длинный был. У меня сын родился, когда я на сборах был. До Нового года только 3 недели его видел, а после праздников я 3 месяца дома не был. Вернулся - ребенку уже полгода!.. Первый сбор состоится в мае, но нас освободили. Сами с нашим тренером Евгением Владимировичем Мартиановым будем работать в Краснодаре, ему в национальной команде доверяют. Иногда приезжает к нам в Краснодар и Касьянов из Братска. 10 июня отправимся в Сочи на централизованный сбор. Летом мы занимаемся скоростно-силовой подготовкой, штангой, спринтом, техникой. Касьянов летом - такой же разгоняющий, как и все. Зимой карты сданы, показываем, что наработали.
- Как сформировался кубанский экипаж?
- Мы вместе провели два заключительных этапа Кубка мира и чемпионат мира - с начала сезона вместо Василия Кондратенко бегал Максим Белугин. Мы, кубанцы, тренируемся вместе у Евгения Владимировича Мартианова в Краснодаре. В сборной формирует экипажи Семен Леонтьевич Макаров, тренер по старту. Проходило тестирование, нас чередовали, в итоге выбор был сделан. Как сказал Семен Леонтьевич, куда их ни поставить, все будет одно и то же. Мы часто меняемся местами, в Корее, например, я сзади толкал, Зайцев слева, Кондратенко - справа. Мы взаимозаменяемые, но, в принципе, каждый человек должен быть на какой-то одной позиции сильнее, чем на остальных.
- Есть вариант, что в межсезонье тренеры могут переукомлектовать экипаж?
- Конечно. Тут никто не застрахован. Сегодня ты бегаешь с одним, утром проснулся - побежал с другим. Перед сезоном разные комбинации пробуют. Кто с кем в связке лучше, кто друзья, потому что плечо товарища всегда помогает. Бобслей - командный вид спорта. Как сработает весь механизм: спортсмены, плюс механики, тренеры. Команда у нас молодая. Мне 30 лет, для бобслея - средний возраст. В Канаде одному из разгоняющих уже 43 года, и он конкурентоспособен. Но вид спорта сильно травмоопасный. Случаются перевороты на трассе, грыж много - бобы таскаем, штанги. Боб для четверки весит минимум 210 килограммов, для двойки - 170. Мы считаемся худенькими. Идеально, чтобы все больше 100 кило весили. Зайцев - 92 килограмма, мы с Кондратенко - 98-100 примерно, вес играет. И только Касьянов - 103-104. В сумме боб-четверка и экипаж не должны превышать 630 кило. Чем тяжелее, тем «машина» быстрее едет с горки - нам приходится довешивать груз, но живая масса гораздо лучше. Да и ощущается, 210 или 230 кг толкать! В бобслее ты должен быть сильным, как штангист, и быстрым, как легкоатлет. Вид спорта - для мужиков! Техника важна - как встали, как сорвали боб, синхронно ли получилось. Касьянов ростом под 190 сантиметров, мы, разгоняющие, все 181 - одинаковые с ларца! Это хорошо, у всех один шаг, баланс соблюдается, синхронно получается. Не тот случай, когда один делает шаг, другой - полтора.
- Как вы вообще пришли в спорт?
- Я приехал в Краснодар из хутора Крупского Красноармейского района. Поступил в монтажный техникум, на физкультуре пробежал быстро, и мне порекомендовали заниматься легкой атлетикой. Через 7 месяцев выполнил разряд КМС, через полтора года - мастера спорта. Я выиграл чемпионат России по молодежи на 100 метров, на 200 метров 2-м становился, на 60 метров - 3-м. Но среди взрослых тяжело стало, застой был. Однажды на стадион «Динамо» пришел тренер Михаил Викторович Михальченко, предложил попробовать в бобслее. По придумке Евгения Владимировича Мартианова, у которого я занимался и в легкой атлетике, мы еще тележку толкали, чтобы мощный старт развивать - сейчас тоже используем ее для бобслейной подготовки. Почему не рискнуть? Посоветовался тогда с Леной, моей будущей женой. «Попробуй, что теряем?» - «Это же дома не жить». - «Ничего страшного». Поехал на тестирование, выиграл там. Так и пошло. И пацанов - Кондратенко и Зайцева - позвал за собой. Вася, коренной краснодарец, также из техникума пришел в спорт. Только я строитель, он нефтяник. Алексей приехал из станицы Старотитаровской. У Александра Касьянова, кстати, тоже корни кубанские есть! Главное, принять вовремя нужное решение. Не всем дано в бобслее - надо стараться. Всё благодаря Евгению Владимировичу, звание заслуженного тренера СССР - само за себя говорит. Кто мы сейчас есть, всё благодаря ему.
- Ваше место рождения разнится - хутор Крупской или станица Старонижестеблиевская?
- Я родился в хуторе. Просто сельсовет находился в станице и в паспорте пишут Старонижестеблиевская. Все, в Москве особенно, смеются, что это за станица такая? Нас мало, но таланты есть. Сейчас парень из Крупского попал в детскую футбольную команду «Зенита». Я всем рассказываю о хуторе. Сколько жителей? Да как сейчас в моей многоэтажке! Около 1000 человек. Свою малую родину не забываю! Некоторые, бывает, стесняются, а я всегда говорю, что я хуторянин, деревенский. Корни свои надо помнить. Я могу балакать, учу ребят в сборной: кавун - это арбуз, лестница - дробына, лук - цыбуля. Все смеются! Шутим много, иначе от напряжения голова закипает.
Патриотичность надо поднимать, этого сейчас больше всего не хватает стране. Мы гимн всегда поем! Гордость берет за Россию, когда стоим на пьедестале. В данной ситуации, когда жмут со всех сторон, душат, не знают, как еще ущемить, мы все равно доказываем, что можем всех победить. Допинг-инспекторы нас задушили! У меня в Корее взяли пробу, через неделю на чемпионате России снова. Сколько можно? Я пишу каждый день, где нахожусь. Никакой личной жизни! Край у нас большой, вот уеду на рыбалку в Приморско-Ахтарск на лиманы - какой писать адрес? Будка такая-то? А там все строго, два предупреждения, а потом дисквалификация.
- Сразу поняли, что бобслей ваше?
- Первые мои ощущения, когда спускался: ой-ой, куда я пришел? Зачем тебе это надо, Леша, говорил я тебе, иди домой! Второй заезд - уже легче дался. К четвертому нормально - остаемся. Страшно всем в бобслее, но, когда я доверяю пилоту, я не боюсь.
- С Касьяновым неизменно ездите?
- Я пришел в 25 лет. Первый пилот - Алексей Стульнев. Стали серебряными призерами юниорского первенства мира в Австрии, а в бобслее юниорами считаются спортсмены до 26 лет. Потом я попал в четверку к Дмитрию Абрамовичу, где также были Дмитрий Степушкин и Алексей Воевода. Сезон выступали вместе, являлись 3-м российским экипажем, у Касьянова - 2-й был. То есть мы «воевали». В предолимпийский сезон я попал к Касьянову, и так и осталось по сей день. Я хочу все время бегать с ним. Для этого надо быть сильнейшим и постоянно доказывать это. Хочешь кататься с хорошим пилотом - будь любезен толкать быстро.
Зрелище и кровь
- Вы не думали стать пилотом?
- Мне как-то предлагали. Один раз я даже спускался «за рулем». Мне было 28 лет, подумал, что для этого уже староват. Надо в 20-23 начинать. Есть тенденция, что в пилоты берут саночников. Но проблема в том, что не все они быстро бегают. А сейчас от старта в бобслее зависит очень многое.
- Четверки престижнее двоек?
- С точки зрения медалей - всё престижно! Но народу побольше собирается на четверки. Иногда такой гул стоит! Команду пилоту даешь, что готов - ничего не слышно! Поэтому тренируем синхронность, чтобы такая ситуация не помешала.
- Самое опасное в бобслее - перевороты…
- Да, много ожогов спортсмены получают, ключицы ломаются. Но это одна из причин, почему бобслей популярен за границей - люди любят кровь, когда падают, переворачиваются. А вот моя мама, например, из-за этого не смотрит соревнования вообще. В канадском Уистлере в позапрошлом году мы выступали - перед нами 3 человека падают. Одного заносят, у другого глаза «в кучу», у третьего ожог на полспины. И ты все это видишь. Тут главное не спасовать, я стараюсь разозлиться. И падения влияют на других участников напрямую. Ты вышел на старт, настроился, а ждешь еще минут 10, плюс трасса разбивается.
- Когда разгоняющие сели в боб, что они делают дальше?
- Мы должны «упаковаться» быстро и на финише затормозить. В остальном, грубо говоря, ехать мешком и не мешать пилоту. И должны немного помогать, перекладываться на виражах. И верить, что все будет хорошо.
- Спуск длится около 50-ти секунд. О чем думаете в это время?
- Обычно ни о чем. Если думаешь, то только о хорошем! Конечно, представляешь, где какие ошибки были. Если боб коснулся борта, чувствуешь, что теряешь секунды. Если я еду вторым, могу смотреть, как пилот руками работает. Когда приехали - надо обязательно привет домой передать!
- Насколько знакомы с легендарным разгоняющим - сочинцем Алексеем Воеводой?
- Знакомы, но не так тесно. Здороваемся, конечно! Он сейчас депутат Госдумы, в сборной не находится. Это легенда. Просто скала! Силы - вагон! Самое главное, сильный духом. Может, это и важнее. Бывает, сил нет, а надо сотую долю секунды на старте найти, наковырять, «родить», как говорят у нас, - включаешь все морально-волевые качества и вперед. Сотка на старте можешь превратиться в десятку на финише.
- Знаю, была красочная встреча команды в краснодарском аэропорту после победы в Кубке мира.
- Есть болельщик в Краснодаре - Андрей Аннин, который за нами ездит по всему миру. С нами он приезжал на чемпионат мира за свой счет. Готов отправиться на край света! Баннеры, плакаты привозит с собой. Его лозунг «Кубань - толкать»! На финиш приезжаешь, там одни немцы и наш Андрюха. Приятно его видеть! Он и организовал эту встречу - были казаки, ансамбль. У меня двоюродная сестра Марина Ищенко поет в Кубанском казачьем хоре. Я деревенский, мне по душе всё кубанское. Они пели переделанную песню «Казаки едут по Пхенчхану». Здорово было!
- Каково, в целом, внимание к бобслею?
- Считаю, это очень интересный вид спорта, который надо развивать, освещать. Столько людей хотело попасть на чемпионат мира в Сочи! Жаль, что так случилось.
Мало кто знает бобслеистов после того, как Александр Зубков и Алексей Воевода закончили. Касьянова немного знают. Недавно у меня спрашивают: а ты что, знаешь Касьянова? «Как бы да!» - отвечаю.
Руководители создают нам условия в меру возможностей - президент федерации бобслея России Александр Юрьевич Зубков, министр спорта Краснодарского края Людмила Александровна Чернова. Бобслейная школа находится в Сочи, директор Петрос Ервандович Гаспарян и Екатерина Акакиевна Волгина, его заместитель, помогают сильно. Есть в Сочи база хорошая «Парус», там классный медперсонал, восстановление идет хорошо, а без него результата не будет.
Надо стремиться к олимпийским медалям, если в нас так вкладываются. И сам, конечно, хочешь добиться результата, не зря же мы проливаем кровь и пот. Езда у нас есть, добавить бы в разгоне! Мы добавим, в олимпийский год все будут сильными, но и мы будем сильнее. У нас выхода нет, потому что мы русские. Главное, без травм обойтись.
Сергей Бакаев