поиск по сайту
Мотобол. Звезды спорта

Николай Ванюков: «Покоритель Европы»

фото: Антон Тихий
Если футбольную «Кубань» посадить на мотоциклы, и их соперников посадить тоже, да усилить краснодарскую команду парочкой пареньков из станицы Полтавской, мы не вылетим из премьер-лиги.
Ненормальный, скажете, план? И кто это вообще на мотоциклах в футбол играет? Ну что ж, знакомьтесь. Мотобол.
Если вы из упомянутой выше станицы Полтавской, что такое мотобол, вам рассказывать не нужно. Если вы из Тихорецка - наверное, тоже. А вот если из Краснодара…
Стоп, стоп! Кто решил обратно на футбол перелистнуть? Забудьте об этой бессмысленной затее немедленно! «Кубань» все равно проиграла, и вас это все равно ни капельки не удивило. Ну так познакомились бы с весьма, между прочим, зрелищным, очень азартным и кое-где собирающим полные трибуны видом спорта.
Кто может лучше всех о нем рассказать? Ну конечно, четырехкратный чемпион Европы. А где найти четырехкратного чемпиона Европы? Ну конечно, в Полтавской.
В эксклюзивном интервью для «Независимой спортивной газеты» один из лучших мотоболистов Старого Света Николай Ванюков рассказал о мотоболе, о полтавском «Кировце» и о себе.
Эх, развалились колхозы...
- Николай, мотобол - вид спорта чрезвычайно необычный, но к числу всемирно известных не относится. Как вообще в него люди попадают? Вот вы как?
- Просто очень любил технику с детства. Узнал однажды, что есть у нас в Полтавской мотосекция - да и пришел. Познакомился с мотоболом. Думаю: в футбол играть умею, на мотоцикле ездить - тоже. Начал заниматься новым для себя видом спорта. Было мне лет эдак пятнадцать.
Сперва выступал в чемпионатах Краснодарского края, стал чемпионом турнира. А потом меня, как одного из лучших в краевом масштабе, стали потихоньку подтягивать к основной обойме «Кировца»…
- Насколько хорошо в те времена был развит чемпионат Краснодарского края?
- Хорошо, поверьте. Участвовали в турнире 27 команд.
- Много!
- Еще бы. Темрюк, Кореновск, Кирпильская, Тихорецк, Кущевская, Староминская, Новомышастовская… Этот список можно долго продолжать. Почти каждый город или крупная станица имели своего представителя в мотоболе.
- И Краснодар?
- Нет. В Краснодаре команды не было.
- 27 команд - на конец советского периода. Сегодня меньше?
- Значительно! Осталось всего-навсего шесть. Понимаете, раньше были колхозы, совхозы - они-то, кто при некотором давлении сверху, кто добровольно, мотоболистов и содержали. А потом наступили лихие девяностые, и выжили в ту смутную пору далеко не все…
Шесть лет в Черкесске
Неоднократный чемпион Европы Николай Ванюков (второй слева)
фото: Анатолий Горкун
- «Кировец». На каких позициях он находился во времена вашей юности?
- Когда я только пришел, полтавская команда выступала в первой лиге чемпионата СССР. Годика за три мы вышли в «вышку». До своего призыва в армию успел я немножко поиграть и на этом уровне - выпускали меня не на весь матч, но тайма полтора-два играл стабильно.
- Об армии. Служили на общих основаниях?
- Нет, в спортроте. Принял присягу - и прямиком туда. Где продолжил карьеру? В черкесском «Домбае», куда перебрался в 1989 году. Сперва выступали мы в первенстве Ставропольского края, которого на сегодняшний день, кстати, уже и вовсе не существует. Вся система попросту рухнула. Но это так, к слову.
Что же до «Домбая»… Принадлежала команду местному цементному заводу. Был там такой директор - Виктор Степанович Платонов - очень наш вид спорта уважал. Мы турниры проводили, приглашали немцев, французов…
Вскоре пробились в высшую лигу. Только-только стали там осваиваться, завоевали две бронзовые медали - начались перебои с финансированием. Помните же, что творилось в начале девяностых? Бешеная инфляция, разруха, лопающиеся предприятия… В 1995-м команда, как серьезная боевая единица, прекратила свое существование, и я переехал в «Автомобилист» из Элисты.
- Надолго?
- Да нет, это был, скорее, временный вариант. На два года. И в обоих случаях мы не остались без медалей: сперва замкнули тройку, а в следующем сезоне финишировали вторыми.
- Результаты были хороши. Стоило ли покидать Калмыкию?
- Стоило. Понимаете, у нас был уговор с тренерами в «Домбае»: если команда будет восстановлена, вернемся. В Черкесске снова нашли средства, обещание нужно было выполнять. Впрочем, сделал это с легкой душой: именно в «Домбае» я вырос как мотоболист, оттуда же попал и в сборную России. Черкесская команда была мне как родная.
Охота на «монстров»
- Вернулись вы в 1997 году, и…
- …в следующем сезоне сходу взяли Кубок России! Всех «монстров» положили - и «Металлург» из Видного, и «Ковровца» из Коврова, и все того же «Автомобилиста»… (Это был первый подобный успех «Домбая» за тридцать лет - в предыдущий раз он выигрывал тогда еще Кубок СССР в далеком 1968 году, - прим. А.Т.) В том же году взяли серебряные медали чемпионата страны - такой вот двойной удар получился.
На несколько лет «Домбай» стал одним из лидеров турнира. В следующем чемпионате мы финишировали третьими, потом - снова вторыми. Ну а на заре нового тысячелетия мне, из-за все тех же злополучных финансовых проблем клуба, пришлось уехать на Украину.
- Куда именно?
- В Шахтерск. Именно с этим городом и связана очень важная веха в моей карьере - победа в Евролиге.
- Евролига - турнир, аналогичный футбольной Лиге чемпионов?
- Не совсем. Там выступают сильнейшие команды Украины, Белоруссии и России.
- А как же Франция, родина мотобола? А Германия, чемпион Европы-2005? А Голландия, выигрывавшая этот турнир четырьмя годами раньше?
- С представителями западной Европы мы можем встретиться только на уровне сборных. Или - устроить специальное турне по этим странам, что клубы зачастую и делают. Единого клубного турнира, увы, не существует.
«Кировец»: курс на серебро
- Но мы отвлеклись. Вы отыграли в Шахтерске…
- …один год. Потом были два сезона в «Новой каховке» из Херсона, переворот в стране, дележ портфелей, проблемы с деньгами… Сами знаете, как это бывает. Политики воюют, в стране бардак, а людям куда деваться?
Я для себя принял такое решение. Собрал вещи и рванул домой - в Краснодарский край, станицу Полтавскую. Состоялось мое возвращение в 2004 году.
- Долго же вы отсутствовали! Признайтесь, тянуло к родным пенатам?
- Тянуть оно всегда тянет, но полтавская команда в те сложные годы тоже выживала, как могла. Без премиальных, без зарплат… Только на выступления в турнирах удавалось как-то находить средства. Ребятам приходилось где-то подрабатывать, чтобы удержаться на плаву.
- В последние годы ситуация, насколько я понимаю, изменилась?
- Да, это так. Глава Красноармейского района Михаил Тимофеев к своим обещаниям отнесся очень серьезно. Пообещал помочь в создании детско-юношеской команды - помог. Взрослый состав обул-одел, зарплату платит, премиальные тоже - небольшие, но все-таки…
Юношеская команда радует. Набрали мальчишек, год потренировали - решили попробовать их в юношеском чемпионате России. Так они из своей зоны пробились в финал! Москву обыграли, Татарстан…
В финал пробились, но там уже конкурировать было трудно. Первыми финишировали ребята из города Видное, что в Московской области, на второй позиции Кущевская, третья - Староминская. Мы четвертые.
Среди юниоров, это возраст постарше, тоже не оплошали. Пятое место из семи возможных. На первый взгляд, результат не звездный, но ведь наши-то пацаны первый год мотоболом занимаются, а соперники по пять-шесть лет в большом спорте!
Если так пойдет, через два-три года «Кировец» - я говорю уже об основной команде - получит отличное подкрепление. Еще раз хотел бы поблагодарить Михаила Тимофеева. Человек действительно предан спорту, если бы не он, ничего этого просто не было бы. И, раз уж пошла речь о благодарностях, давайте упомянем и Александра Камнева - председателя спорткомитета Красноармейского района. Он тоже оказывает нам всяческое содействие. Да и не только нам.
- В Евролиге-2007 «Кировец» сражается за серебряные медали…
- Уступаем мы лишь «Металлургу» из Видного. Соперник грозный, великолепной инфраструктурой обладает. В Видном базируется сборная России, и этим все сказано. Есть и другая угроза: белорусский «Автомобилист». С ним мы на протяжении всего сезона идем очко в очко, мяч в мяч.
Вот и сегодня: финиш чемпионата, а ничего не ясно. Очков поровну. По два матча впереди. Но самое главное - как раз сейчас нам принимать белорусов на своем поле. Тут-то все и решится.
- Сколько всего команд участвует в турнире?
- Сейчас - девять. Два украинских клуба, два белорусских и пять наших - Видное, Ковров, Полтавская, Кущевская и Кирпильская. Кроме того, были еще Тихорецк и Староминская, но они снялись с соревнований.
- Чемпионат России, как отдельный турнир, существует?
- Нет. Он как бы входит в формат Евролиги. Иностранные команды отбрасываются, считаются только матчи между собой - так определяются призеры национального чемпионата.
- В «Кировце» вы только играете или выполняете и определенные тренерские функции?
- Второе. Руководит командой Виктор Кривой, между прочим, заслуженный мастер спорта, а я ему в этом процессе помогаю. Работы в клубе много, на двоих хватает с избытком.
За океаном мотобола нет
- Мы заговорились о клубной карьере и совсем позабыли о национальной сборной. В составе которой у вас немало славных побед. Скажите, когда вы завоевали свой первый титул чемпиона Европы?
- В 1994 году. Отправился в сборную тогда еще от Черкесска и поучаствовал в начале славной серии российской команды. Мы победили немцев в Германии, а потом Россия еще пять лет кряду завоевывала главный трофей в мотоболе.
- Чемпионатов мира по мотоболу не существует?
- К сожалению. На мировую арену наш вид спорта пока не вышел. За океаном мотобола нет.
- Нынешний год для российской сборной, законодателя мод в европейском мотоболе (из последних четырнадцати европейских первенств россияне выиграли десять, - прим. А.Т.), сложился отменно. Тяжело далась очередная победа на чемпионате Европы?
- Проходил турнир на Украине и сложился довольно любопытно. Едва ли не каждый матч мы начинали с того, что давали сопернику некоторую «фору». 0:2 уступали литовцам - победили 7:2. 0:1 проигрывали белорусам - 4:1 итоговый счет. Третий поединок у голландцев, правда, выиграли без приключений - 12:3…
Играли с немцами. То же самое. 0:2 - 6:2. В финале вышли на Белоруссию, два периода были позади со счетом 0:1, и… победили 6:1! Такой вот необычный, нестандартный, сложный получился чемпионат.
- На самых разных соревнованиях вам частенько доставались лавры лучшего бомбардира. А как было на Украине?
- Лучшим оказался Владимир Сосницкий, который забил 14 мячей. Я с десятью голами остался немного позади.
- Кто на сегодняшний день способен оказать российской команде более-менее серьезное сопротивление?
- Три команды, пожалуй. Германия, Франция и Белоруссия. Впишите сюда Россию, и получится большая четверка современного мотобола.
- Кроме вас в национальной сборной представители Краснодарского края имеются?
- Нет. Но есть два кандидата из станицы Кущевской - Максим Добня и Сергей Кроха. Если к следующему году прибавят, вполне могут попасть в сборную.
Вратарь-пешеход и форварды на колесах
- Даже среди больших любителей спорта правила мотобола известны, наверное, отнюдь не каждому. Давайте коснемся основных из них…
- Без проблем. Итак, мотобол. Две команды. В каждой по четыре человека в поле - на мотоциклах, и вратарю.
- Тоже на мотоцикле?
- Нет, голкипер - пеший. Раньше, в шестидесятые годы, страж ворот тоже был на мотоцикле, но чересчур уж высок был уровень травматизма. Решили отказаться от подобной практики.
- Вратарь-«пешеход» против форвардов на колесах. Тут, как в футболе, в ноги не бросишься…
- По понятным причинам эта часть правил жестко регламентирована. Есть вратарская зона радиусом 5 метров 75 сантиметров: голкипер не имеет права выходить за ее пределы, а полевым игрокам запрещено в нее заезжать.
- Протяженность матча?
- Три тайма по двадцать минут.
- Поле?
- Размером с футбольное. Покрытие у поляны раньше предпочиталось гаревое - на него помягче падать - но теперь чаще бывает асфальтовое. Присыпанное щебеночкой. С ним меньше забот и хлопот.
- Ворота?
- Футбольные.
- Очков за победу начисляется…
- ...три. Одно - за ничью.
- Штрафные и пенальти?
- Существуют. Шестнадцатиметровые штрафные со «стеночкой» и одиннадцатиметровые пенальти - без.
Вам… зеленая карточка!
- Количество замен ограничено?
- Нет. Менять игроков можно сколько угодно, обратные замены также разрешены.
- Карточки?
- А вот тут любопытно. Есть три вида карточек: зеленая (удаление на две минуты), желтая (на пять минут) и красная (до конца матча).
- Регламентируется ли марка мотоцикла?
- Нет. Ограничивается мощность. Объем двигателя не должен превышать 250 кубических сантиметров. А у мальчишек - до восьмидесяти «кубиков».
- Мотоциклы личные или принадлежат клубу?
- По-разному. Зависит от финансовых реалий команды и ее игроков. Если родители у молодого паренька состоятельные, иногда могут своему парню «железного коня» и приобрести. Ну а если человек из бедной семьи, что с него взять?
Помогаем, чем можем. Устраиваем занятия в две смены, чтобы не отвлекать ребят от школы: получилось - пришел на утреннюю тренировку, нет - на вечернюю. Кто плохо учится, отчисляем.
- В правилах это не прописано, но личные предпочтения в выборе производителя машины у вас наверняка имеются…
- Мы в Полтавской выбрали «Кавасаки». Для команд всех возрастов. Когда все мотоциклы одной фирмы, гораздо удобнее обеспечивать их запчастями. Но тут тоже у всех по-своему. В «Металлурге» из Видного предпочитают испанскую фирму «Газ Газ». А вот в Кущевской - разнобой. И в Кирпильской - тоже разнобой, и в Староминской… Кто как может, тот так и выживает.
- Что главное в мотоболе?
- Голова и тормоза. Видеть поле, читать игру и не рисковать здоровьем понапрасну - вот прописные истины нашего вида спорта. А еще, если вы решили прийти в мотобол, будет очень полезно научиться играть в футбол. Это ведь тот же футбол, только на колесах.
- Мотобол сейчас и десять лет назад. Есть разница?
- Конечно. Мотобол прогрессирует. Раньше игроки, как правило, одной ногой владели, а теперь почти каждый в этом смысле универсал. И пробить, и пас отдать, и мяч провести - любой ногой способны такое сотворить.
Головой бьем в шлемах
- Восемь парней на мотоциклах, захлестываемые спортивным азартом… Горячая картинка вырисовывается. Вообще-то, мотобол - травматичный вид спорта?
- Ну… бывает. Я, например, за карьеру дважды ногу ломал - но полностью выздоровел, как видите. Могут мячом неудачно попасть в голову или в ключицу, к примеру…
Но травмы - они ведь в любом виде спорта бывают. Можно и по улице идти, на ровном месте шею свернуть. На самом деле, прогресс шагает вперед, и сейчас в продаже появилась довольно надежная защита. Игроки, как правило, бывают защищены очень даже неплохо.
- Шлем тоже надеваете?
- Шлем - обязательно!
- А как же наносите удары головой?
- Бьем головой в шлеме. Неудобно, говорите? Привыкаешь. Тут, как и в футболе, главное другое - чтобы навес хороший был…
- Привставать с мотоцикла при ударе головой разрешено?
- Да. А вот подпрыгивать на нем, конечно же, нельзя. Также запрещается участвовать в борьбе, если заглох двигатель. Это моментальный переход мяча. Центр поля проходится только через пас. Хоть через судью играй - но отдать мяч при пересечении центральной линии ты обязан.
Мотоциклов не напасешься…
- Вы уже сказали, что одно из главных качеств мотоболиста - хорошие «тормоза». В таком виде спорта, потенциально травмоопасном, игроки вынуждены действовать корректно...
- Естественно. Впрочем, скажу я вам, в нашем маленьком мирке традиционно относятся друг к другу без лишней агрессии. Да, на поле мы враги, соперники. Но как только матч завершен - рукопожатия, объятия… Мы снова друзья.
Что же до каких-то умышленных грубостей или подлостей, они случаются, но очень редко. Сами понимаете, в семье не без урода.
- Стандартный счет для мотобола?
- Нет такого. Все, что угодно, на поле может произойти. Вот недавно игра была в Староминской - 7:7. Гол туда, гол сюда. А бывает наоборот: 1:0! Или 4:3. Или 8:5. Вот у нас был случай: выигрывали 4:1 и уступили 5:8! Всякое бывает. То мотоцикл сломался, то гол нелепый пропустили, то удаление сломало игру…
- Имеет ли право игрок на замену мотоцикла?
- Имеет-то имеет… Но их же не напасешься! Так что, да - бывали случаи, когда приходилось играть в меньшинстве просто из-за дефицита техники.
- Физическая подготовка в мотоболе требуется основательная?
- Весьма. Она и нужна, и полезна. Когда спортсмен физически готов хорошо, сразу уровень травматизма снижается. Готовимся тщательно, как и представители любых других игровых видов спорта. Бегаем кроссы, тягаем штангу, играем в волейбол, футбол, баскетбол…
Футбол в Полтавской - спорт номер два
- Что есть мотобольный центр России? Краснодарский край или все-таки Московская область?
- Можно говорить о том, что есть два больших центра. Те, которые вы назвали. В Москве и Московской области - четыре команды. У нас пять. Но потенциально в Краснодарском крае их гораздо больше! Только дай финансы - и люди будут работать. Проблема лишь в деньгах, и все.
- Слышал, в Полтавской мотобол собирает полные трибуны…
- Это правда. Стадион тысяч на пять забит под завязку - люди даже вокруг трибуны стоят! У нас на футбол так не ходят, как на мотобол.
Арену потихоньку облагораживают. Навес сделали, трибуны покрасили - теперь обещают и само поле перекрыть. Ему-то двадцать пять лет уже, давно пора ремонтировать… Цифровое табло поставим. Чем мы хуже футбола?
- Кто с вами может конкурировать по посещаемости?
- Тихорецк, пожалуй. Получается как. Приезжают наши в Тихорецк: «Ого, сколько у вас народу!» Приезжают к нам из Тихорецка: «А у вас - вообще ого-го!» Немало болельщиков в Кирпильской собирается. Даже из Краснодара едут. Все едут и все спрашивают: «А почему в Краснодаре команды нет?»
- И, правда, почему?
- Все просто и банально: не можем найти спонсора. Человека, на которого можно было опереться. И ведь что обидно: остальное для создания классного клуба в Краснодаре имеется. Есть ребятишки, есть тренеры, есть даже поле. А денег нет.
Мы три года бились, чтобы создать в столице Кубани команду. Нелогично же получается: в регионах есть мотобол, а в центре он отсутствует. Стучали, стучали во все двери… Не достучались.
Медалей… Штук тридцать шесть!
- Быть может, вопрос преждевременный, и все-таки. Об олимпийских перспективах мотобола речь никогда не шла?
- О самой Олимпиаде - нет. А вот провести в Сочи международный турнир, приуроченный к Играм-2014 - подобные планы имеются. Будем решать вопрос. Такой шанс разрекламировать свой вид спорта на весь мир упускать не стоит.
- Продолжителен ли век игрока в мотобол?
- Лет до сорока можно играть смело. А потом, чтобы не мучить ни себя, ни других, лучше уступать дорогу молодым. Вырастить после себя хорошее молодое поколение и приходить радоваться за парней.
- А вам сейчас сколько?
- 36 лет.
- Здоровье пока играть позволяет?
- Ну так, относительно. Старые переломы дают о себе знать, куда же от этого деваться. Впрочем, завязывать не планирую.
- У вас, если не ошибаюсь, в команде довольно странное прозвище - «Яйцо». Откуда оно такое взялось?
- Да еще со школы пошло! Знаете, я уже так привык к нему, что даже и не замечаю. В команде-то почти у всех клички есть, это у спортсменов - обычное дело.
- Что Николаю Ванюкову осталось сделать в мотоболе?
- Пенсию себе хорошую обеспечить! (Смеется).
- А с медалями проблем нет?
- О-о-о, никаких! Медалей у меня штук тридцать шесть. С самых разных турниров.
- Вы - четырехкратный чемпион Европы…
- Верно. Кроме того, есть в активе и два серебра европейских первенств. С чемпионатов Европы я ни разу без наград не возвращался. Шесть раз участвовал - шесть медалей привез.
- Вы немало поездили по Европе…
- Было дело. И Францию всю исколесил, и Германию, и Голландию, и Чехию, и Польшу.
- А где понравилось больше всего?
- В то время, когда в России не было ничего, нравилось везде. А сегодня у нас и самих все есть. Ничего нового в Европе вы не увидите. Ну да, быт посмотреть интересно, обычаи людей. Что же до остального - нужно свою страну делать лучше, а не уезжать за кордон. Лично я так считаю.
Антон Тихий