поиск по сайту
Гандбол. Чемпионат России. Суперлига. Женщины. Возвращение

Татьяна Дядечко: «Звезда «Серебряной эпохи»

фото: Антон Тихий
Это самое громкое тихое возвращение нынешнего года. Осенью 2006-го, после более чем двухлетнего отсутствия на спортивной арене, Татьяна Дядечко решила вернуться в гандбол. И в «Кубань».
Почему громкое? Да потому что не каждый день возобновляют карьеру люди такого таланта и таких регалий. Чемпионка и вице-чемпионка России, трехкратная чемпионка Украины, обладательница Кубка Кубков и чемпионка мира - таковы лишь самые значимые из ее титулов.
Почему тихое? Тут все еще прозрачнее. Просто сама гандболистка, кажется, хочет обойтись без особенного ажиотажа вокруг своей персоны.
- На вопросы о будущем не смогу ответить, уж извините, - признается. - Я ведь и сама пока слабо представляю, как буду выглядеть на площадке...
Что ж, если затруднительно говорить о будущем, можно окунуться в прошлое. Корреспондент «Независимой спортивной газеты» воспользовался информационным поводом, чтобы поговорить с Татьяной Дядечко по душам.
Старший брат и внезапное «похищение»
- Сама я родом из Украины, - начинает свой рассказ одна из наиболее титулованных представительниц «Кубани» эпохи «серебряного века». - Есть там такой поселок - Славяносербск. В нем-то я и родилась, и детство провела.
- А в гандболе как очутились?
- За это надо сказать спасибо старшему брату. Именно он первым в нашей семье гандболом увлекся. И вот однажды летом, когда я только-только закончила седьмой класс, он приехал и... забрал меня в спортивный интернат под Киевом.
- Погодите. То есть вы занимались гандболом, а он приехал...
- Нет, нет, нет! Я до этого вообще никакими видами спорта не увлекалась. Все спонтанно произошло. За два дня буквально.
- И какова, интересно, была ваша реакция?
- Я поначалу и не поняла, что случилось! Мама - та вообще в шоке была. Но вот... поехала. Приезжаем, а в интернат ведь просто так не зачисляют, нужно еще отбор пройти. Причем брали, главным образом, высокорослых игроков, с данными, как говорится.
А я пришла... Как сейчас помню. Метр шестьдесят восемь с кепкой, вес - 52 килограмма. Уверена, на меня поначалу серьезного расчета не было. И если уж в дальнейшем я смогла выбиться в люди, так это, наверное, в большей мере за счет работоспособности.
- Начинали сразу на позиции разыгрывающего?
- Мое любимое место, конечно, было в центре. Это как-то сразу пошло. Правда, поначалу пробовали меня и на левом краю, что вполне логично: комплекцией я для роли углового игрока подходила. Но на краю все же ощущала некоторый дискомфорт. А в центре могла превзойти любого.
Как меня Морскова травмировала

фото: Валерий Крачунов
- Следующая веха вашей карьеры, веха поворотная и судьбоносная - Краснодар. Какими ветрами вас занесло в столицу Кубани?
- Занесло вместе с тренером, Василием Даниловичем Похильченко. Он переезжал в Краснодар и прихватил с собой нас - меня и еще шестерых девчонок. Здесь я отучилась десятый класс, окончила школу. И вскоре попала в дубль «Кубани»...
- В юношескую сборную России, часом, не вызывались?
- Вы знаете, нет. До 1999 года я вообще ни в каких сборных не бывала - ни в юношеской, ни в молодежной, ни уж тем более во взрослой. Раскрылась, получается, позднее.
- Первый матч в составе краснодарского клуба назовете?
- Первый не первый, но один момент из того периода карьеры отпечатался в моей памяти очень четко! Шел 1992 год, дело было накануне Олимпиады, и Александр Иванович (Тарасиков, - прим. А.Т.) только начал привлекать меня в состав еще той, звездной «Кубани».
В Краснодаре проходил какой-то турнир - какой именно не помню, но, кажется, товарищеского порядка. К нам пожаловал «Ростсельмаш» под руководством Александра Панова и во главе с самой Натальей Морсковой. В поединке с дончанками я появилась на площадке, забила свою парочку голов. Но запомнился мне тот матч другим. В одном из эпизодов на меня выдвинулась Морскова, немного подтолкнула, я упала и больше не поднялась. Мениск...
- Вот как?
- Да, история невеселая. Я из-за этого мениска года полтора потеряла, не меньше! Мы все тянули с операцией, надеялись по старому русскому обычаю на «авось» - мол, само пройдет. А оно не проходило. И при каждом увеличении нагрузок колено начинало болеть с новой силой.
В итоге, правда, разрешилось все хорошо. Мне сделали операцию в Москве - причем с применением артроскопа, новинки в то время, за что я Тарасикову по сей день признательна - и уж после нее восстановление пошло довольно быстро.
«Кубань»: серебряная пора
- Вы восстановились и сходу попали в основу...
- Именно. Чемпионская «Кубань» после Олимпиады разъехалась кто куда, спасать отечество был призван молодняк. В числе которого я и оказалась.
- Настали для «Кубани» тяжелые времена?
- Это уж точно! (Улыбается). Годы пошли лихие. Но такую вещь отмечу: как бы нашей команде не приходилось туго, ее всегда отличало одно: неукротимый бойцовский дух, характер. Кубанский дух.
Девчонки из других команд мне потом рассказывали: «Выходим с вами играть, а у вас - у каждой - глаза горят! Как будто вас какими стимуляторами перед матчем накачали...»
Про стимуляторы просто так сказано, ради красного словца. На самом деле, никаких препаратов мы, конечно, не принимали. Зато про глаза подмечено верно! «Кубань» как никто другой умела настраиваться на игру. И, я смотрю, по сей день умеет.
- В период с 1997 по 2001 год краснодарская команда неизменно становилась второй в чемпионате страны. Когда вспоминаете те четыре серебряных сезона, какие эмоции преобладают? Гордость за четыре медали или разочарование от того, что ни одна из них не выкрашена в золотой цвет?
- Честно говоря, от тех лет смешанные воспоминания остались. Кое-какие награды - действительно, равнозначны любому золоту! А некоторые - как, например, в сезоне-1999/2000, скорее, напоминают об упущенных возможностях, нежели дарят радость.
- Чем брала «Кубань» серебряной поры?
- Эмоциями, напором, работоспособностью. Талантов у нас, как таковых, не было. Просто подобралась равная команда, которая умела использовать свои возможности по максимуму и с помощью боевого духа вырывать победы в равных играх. Так и побеждали в решающих матчах...
- ...но не во всех. Поминаете недобрым словом финал Кубка Кубков с «Марваленсией» в 2000 году?
- А как же... Мы на своей площадке «пролетели» мячей шесть, по-моему. Да уж, это было потрясение! Но... Положа руку на сердце, испанки тогда действительно были лучше. И неудивительно, ведь в их составе было шесть игроков национальной сборной, Наталья Морскова... Наверное, исход финала справедлив. Победил сильнейший.
- На этот раз Морскова вас не толкала?
- (Смеется). Нет, обошлось!
«Мотор»: невероятное возрождение
- Что произошло в 2000 году? Почему «Кубань» вновь лишилась всех лидеров?
- За остальных говорить не могу. У каждой были свои причины уезжать...
- Тогда расскажите, почему вы сменили клубную прописку?
- Я получила предложение из «Мотора», от которого не могла отказаться. Вновь оказаться на Украине, да еще и под руководством собственного брата - очень даже заманчиво!
- Ваш брат Игорь Дядечко тренировал «Мотор»?
- Был вторым тренером. И скажите, разве я могла ему отказать?
- Судя по той истории с вашим появлением в гандболе - нет. А кто был главным тренером «Мотора» образца 2000 года?
- Николай Чигарев. Ему, к слову, я чрезвычайно благодарна. Этот тренер дал мне очень много - в плане «физики» и техники. В 2001-м я, как вам известно, отправилась на чемпионат мира - и вот в подготовке к нему огромную роль сыграл Чигарев. Его заслуга, что на том турнире я чувствовала себя чрезвычайно уверенно.
- О чемпионате Украины в нашей стране знают не очень много и не очень многие. Насколько интересным он вам показался?
- В то время, когда я прибыла в Запорожье, украинский чемпионат был довольно-таки неплох. За золото боролись киевский «Спартак» и «Мотор», эпизодами мог «выстрелить» кто-то еще. Хотя... Все равно скучновато. Две-три упорные игры за сезон, остальное - легкие победы.
- Вы провели в «Моторе» три года. И добавили в личную копилку три золотые медали украинского первенства...
- Да, урожайные годы получились! Но особенно ценным я считаю успех европейского калибра. В сезоне-2001/02 мы выиграли Кубок Кубков...
- Кого одолели в финале?
- По правде говоря, финал я почти не помню. И вот по какой причине: для меня настоящим испытанием, шоком, потрясением стали полуфинальные матчи с румынским «Силкотубом». На выезде мы уступили румынкам девять мячей - 20:29. Казалось - все, никаких шансов, Кубок проигран. Но, представьте себе, на своей площадке «Мотор» победил 28:17 и пробился в финал! Это было что-то невероятное. Нам уже тогда, досрочно, можно было Кубок вручать!
В финале же... В финале одолели норвежский «Нордстранд». Но как складывалась борьба - даже не спрашивайте. Сражение с «Силкотубом» для меня затмило все.
Сборная: триумф по просьбе датчанок
- Когда вы впервые попали в сборную России?
- В 1999 году. Под руководством Александра Тарасикова отправилась на чемпионат мира - добывать сборной России путевку на Олимпийские игры в Сидней.
- Поход, однако, закончился неудачей...
- Увы. И о собственной игре я тоже ничего хорошего сказать не могу. Дебют в сборной, огромные залы, ответственность, волнение - все это давило. Показать свою лучшую игру я не смогла. Как и вся команда, наверное.
- Своеобразный реванш российская сборная взяла двумя годами позже, на чемпионате мира в Италии. Помните тот турнир?
- А как же! Помню, как по два часа добирались до игрового зала - Россию, как обычно, поселили неизвестно где. Понимали, видимо, что русскому человеку на пути к победе обязательно нужно трудности преодолевать, иначе никак.
Самый трудный матч? 1/8 финала - с хозяйками. Итальянская команда никогда особенных успехов не добивалась, но тут она нервишки потрепала изрядно. По классу мы были на голову сильнее, однако как-то игра не сложилась. Впрочем, со скрипом, но победили.
В четвертьфинале обыграли венгерок. А в полуфинале угодили на Данию. И надо же такому случиться: начинаем играть и - 0:5 уступаем! Что делать? Тут уж Евгений Трефилов - он с 2000 года принял руководство российской командой - взял управление игрой в свои руки. Где-то прикрикнул, где-то подсказал - спасли матч.
Выходим в финал, на Норвегию. За нас уже датчанки болеют: «Побеждайте!» У них с норвежками свое, скандинавское, принципиальное противостояние. Мы вняли датским призывам, да и выиграли. Легко? Нет, легко в финале не бывает. Но убедительно - 30:25.
- Вы упомянули, что на ЧМ-2001 чувствовали себя весьма уверенно...
- Я не отказываюсь от своих слов. Действительно, была в глубине души какая-то вера в собственные силы. Действовала я, если без ложной скромности, очень неплохо. Все матчи отыграла от и до, медаль заслужила. Смело могу поставить себе оценку «отлично».
- Выходит, Татьяна Дядечко и на месте полусреднего способна удачно сыграть?
- Получается, способна. В сборной я действительно занимала позицию правого полусреднего.
«Лада»: все ради Афин!
- Из «Мотора» - в «Ладу». Как совершался этот переход? И чем он был вызван?
- Причина у меня была лишь одна, зато перевешивающая все остальные факторы: желание попасть в сборную и поехать с ней в Афины, на Олимпиаду-2004. «Лада» являлась базовым клубом национальной дружины, поэтому оттуда дорожка в сборную, естественно, была покороче. И я решила махнуть в Тольятти...
- Легко адаптировались в стане чемпионок России?
- Легко. Почти всех девчонок знала по сборной, приняли меня хорошо. Проблем никаких не было...
- ...до чемпионата мира-2003...
- ...да, до него. Это был самый грустный, самый... Самый... Самый... У меня даже нет слов, чтобы выразить все то, что я чувствовала после его окончания! Не хотелось буквально ничего. Полная опустошенность. Все рухнуло. Мечта о попадании на Олимпиаду, к реализации которой все мы шли годами, за несколько дней разлетелась в пыль.
Почему все случилось именно так? Даже не хочется вдаваться в подробности, искать какие-то причины. Да, я сыграла слабо. Это действительно так, и я не хочу свои ошибки сваливать на кого-то другого. Видимо, сказались и старые травмы, и не совсем оптимальное самочувствие по ходу турнира. Поизносился организм за пятнадцать лет большого спорта.
Из гандбола и обратно
- Итак, в 2004 году вы приняли решение прервать спортивную карьеру. Разочарование от непопадания на Олимпиаду оказалось столь велико?
- Все одно к одному сложилось. И разочарование, и усталость, и нормальное человеческое желание хотя бы чуточку окунуться в личную жизнь, которой никогда не было. Пора было обзаводиться детьми, семьей... И отдохнуть заодно.
- Обзавелись? Окунулись?
- (Улыбается). Да, все сложилось замечательно! Я родила прекрасную дочь, самую любимую Любовь, которой сейчас год и семь месяцев...
- И все равно обратно на площадку потянуло?
- Не буду скрывать - потянуло. Не очень-то легко оказалось перестроиться, после долгой активной жизни свыкнуться с ролью домохозяйки. Это не для меня. Поэтому решила: пока силы есть, надо возвращаться!
- А кто в ваше отсутствие дочку нянчит? Муж?
- Родители, в основном, за что им большое спасибо. Их я - вот еще один большой успех последних лет - из Украины в Усть-Лабинск перевезла. Осуществила свою мечту - быть поближе к родителям.
- От кого исходила инициатива вашего возвращения в «Кубань»? В смысле, вы вышли на Анатолия Скоробогатова или он на вас?
- Я сама подошла. Мы побеседовали и остановились на том, что я попробую. А дальше видно будет. В зависимости от того, что у меня получится.
- И как, тяжело заново набирать форму?
- Ой, тяжело! Сразу и болячки старые всплывают, и организм нагрузкам не очень-то радуется... Но теперь-то уже месяц прошел, самый мучительный период позади. Можно сказать, сейчас я уже себя нормально чувствую. Процентов на шестьдесят готова - так бы сама свое состояние оценила.
- Наигрываетесь на своей любимой позиции - в центре?
- Откровенно говоря, нигде пока не наигрываюсь. Но могу сказать так: я готова выйти и закрыть любую позицию в задней линии, если интересы команды того потребуют.
- Не могу не спросить о том впечатлении, которое произвела на вас «Кубань» в ее нынешнем виде.
- Я, наверное, удивлю, но дать глубокую оценку перспективам краснодарского клуба пока не могу. Слишком уж мало игр «Кубани» видела, да и то лишь со стороны. Очевидно одно: когда в команде столько талантливых настырных молодых девчонок, у нее, несомненно, есть будущее.
Лучшее место на Земле? Родной дом!
- Наиболее удачный сезон в карьере выделить можете?
- Сезон-2001/02. За тот год я умудрилась выиграть сразу четыре титула: стала чемпионкой и обладательницей Кубка Украины, завоевала Кубок Кубков и выиграла чемпионат мира.
- Самая дорогая сердцу награда?
- Золотая медаль чемпионата мира, разумеется.
- Звание заслуженного мастера спорта получили за ту победу в Италии?
- Да. Нам сразу сказали: если выиграете мировое первенство, все станете «заслуженными». Так и произошло. Звания присвоили буквально сразу. А прямо в аэропорту Шереметьево самолет со сборной встречал Владимир Максимов - с поздравлениями...
- Где храните медали?
- Дома. Муж сделал специальный стенд, на котором вывесил все мои медали. Получилось очень красиво!
- В течение карьеры вам довелось побывать во многих странах. А где понравилось больше всего?
- До такой степени, чтобы хотелось остаться - нигде. По мне, так лучше родного дома - в Краснодаре - ничего на Земле нет.
- Любимая игрушка в детстве?
- О-о-о, какое там детство! (Смеется). После седьмого класса - один сплошной гандбол. Ну, какая игрушка? Велосипед...
- Самый счастливый день в вашей жизни?
- 15 апреля 2004 года. День рождения дочери.
- А самый мерзкий?
- Тот день, когда мы не попали на Олимпиаду в Афинах. Простите, точную дату не назову...
Могу ненавидеть... Пять минут
- Как вы реагируете, когда на вас кричат?
- А кто? Тренер?
- Ну, предположим, да.
- Сейчас уже спокойно. А в прошлые времена это могло меня и завести!
- Самый мудрый совет, который вам дали родители?
- Всегда оставаться человеком. И при любых обстоятельствах не терять свое лицо.
- Бывает ли слишком много побед?
- Никогда!
- Чем дорожите в этой жизни?
- Всем.
- Вы способны ненавидеть?
- Пять минут.
- Свободное время как проводите?
- Само собой разумеется, дочери его уделяю. Каждую свободную секундочку.
- Вы просили об этом не спрашивать, но не могу удержаться. Ваши дальнейшие планы?
- Планы? Они очевидны. Хочется поскорее восстановиться и набрать хорошую форму, чтобы не выглядеть лишней на площадке.
- Необычный вопрос применительно к человеку, который только-только в большой спорт вернулся, и все же, согласитесь, уместный. О жизни после гандбола задумывались?
- Нет. Пока я, напротив, в гандбол возвращаюсь! А как дальше все повернется - жизнь покажет.
- Существует ли для вас слово «невозможно»?
- По-моему, для любого человека на свете нет ничего невозможного. И для меня, уверена, тоже...
Антон ТИХИЙ