поиск по сайту
Баскетбол. Тет-а-тет

Евгений Крупченко: «В Краснодаре мог оказаться еще зимой»

Евгений Крупченко (справа) в противоборье с Дмитрием Пересыпкиным
Рост - 206 сантиметров. Вес - 100 килограммов. Дата рождения - 12 февраля 1981 года. Позиция - «мощный форвард».
Таким предстает в цифрах Евгений Крупченко, один из двух официально представленных новичков «Кубани-Локомотива». С игроком, который призван усилить конкуренцию в передней линии краснодарцев, побеседовал корреспондент «Независимой спортивной газеты».
Дебют: безумный спринт
- О карьере? На первых порах она развивалась в ритме спринта! - вспоминает Крупченко. - Все в четырнадцать лет началось: забрали меня в секцию прыжков в высоту. Походил - не понравилось. Переключился на баскетбол, стал за школу выступать. И уже буквально через четыре месяца переехал в Ставрополь - записался в школу олимпийского резерва.
Интересно, что к тому времени я успел отучиться пару месяцев в местном механико-технологическом техникуме. И вдруг приходят: «Мальчик, хочешь заняться спортом серьезно?» Я подумал: «А почему бы и нет?!» Возвращаюсь домой, там мама в слезах: «Не пущу!» Постарался, уговорил. Отпустила, скрепя сердце.
- Дальнейшая судьба Евгения Крупченко оказалась всерьез связана со Ставрополем…
- Там все завертелось быстро - первая профессиональная команда, юношеская сборная России… Сначала ставропольский клуб назывался «Алеко», позже его переименовали в «Ставрополь», потом - в «Ставрополь-Пограничник». Смена названия и статуса мне, кстати, с армией помогла: отслужил на баскетбольном фронте. Числился здесь, неподалеку, - в Славянске-на-Кубани…
- В каком возрасте попали в юношескую сборную страны?
- В те же четырнадцать лет! Я же говорю, буквально влет все происходило. Только приезжаю в Ставрополь - вызывают в сборную. Как сейчас помню, турнир проходил в Финляндии, в городке Куопио. А у нас в том составе люди талантливые собрались - Сергей Топоров, Андрей Кириленко…
В первые два года я в Ставрополе почти не появлялся. Все время уходило на сборную. Ставрополь - суточные - поезд - Москва - выезд - заграница. В таком безумном ритме проходил месяц за месяцем.
И через пару лет я, прямо скажу, от жизни на колесах всерьез подустал. Сплошные разъезды, меня уже дома забывать стали! Подошел к тренеру ставропольчан Владимиру Писареву накануне отъезда во Францию (хотя там еще не был и безумно хотел побывать) и попросил: «Отпустите хоть на пару деньков!» Он видит - не шучу. Могу ведь и забросить баскетбол. Отпустил…
Сборная: Андрей Кириленко и мужчина железных правил
- На имени «Андрей Кириленко» давайте остановимся подробнее. Тот самый Кириленко?
- Тот самый. Года три-четыре мы с ним вместе отыграли. Вплоть до перехода нашего возраста из «юношеского» в «молодежный». В молодежную сборную страны я уже не попал.
- Талант российской звезды НБА был очевиден уже тогда? Или в детстве Кириленко ничем особенным не выделялся?
- Знаете, поначалу он отнюдь не был одним из лидеров. Ну да, школа у него была неплохая, данные отличные… Лишь с течением времени Кириленко стал одним из лучших в сборной. А к тому самому памятному Евро-97 Андрей Кириленко уже являлся несомненным вожаком нашей команды.
- Памятному - это потому что юношеская сборная России завоевала серебряные медали?
- Конечно! Никогда не забуду финал с югославами. Представляете, у них специально к финалу подъехали четыре специалиста! Сутки не спали, анализировали нашу игру, разложили по полочкам. Андрею тогда перекрыли кислород, сыграли жестко, цепко: словом, выиграли за счет тренерских находок. Зал после игры плакал - почти все за Россию болели…
Вообще, накал был потрясающий. Мы ведь с югославами лучшими приятелями были: специально вызывали автобус, чтобы поехать, поболеть друг за друга. А перед финальным матчем даже не поздоровались! Вот как. Дружба дружбой, а служба - службой.
- А где играли?
- В Бельгии.
- С югославами вы, кажется, даже в одной отборочной группе оказались?
- Верно. Причем, если мы вышли в следующий раунд уверенно, с первого места, то они еле-еле - с четвертого. В группе мы их с перевесом очков в двадцать победили! А в финале - проиграли «минус четыре»…
- В каком ранге сборная России отправлялась в Бельгию? Фаворита?
- Ни в коем случае! Уж не знаю почему, но у нас традиционно предпочтение отдается четным годам рождения - 1978-му, 80-му… Нашу команду, где были собраны ребята 1981 года, серьезно недооценивали. Несмотря на то, что мы едва ли не со всех турниров первые места привозили. В общем, недооценивали. А мы - «выстрелили».
- За счет чего?
- Был у нас такой замечательный тренер - Николай Федорович Башкиров. Очень строгих правил мужчина, боялись его, как огня. Дисциплину организовал железную. Даже на прием пищи - сначала все собираемся в коридоре, потом вместе заходим в столовую. На завтрак в обязательном порядке - все в одинаковых футболках. Показательная деталь.
Да уж, отменно Башкиров команду вышколил. Ребята, которые потом ездили на международные турниры в других сборных, признавались: такой дисциплины они не видели больше нигде.
Минеральные Воды: бронза!
- После нескольких лет в Ставрополе вы перебрались в минераловодский «Локомотив». Как это произошло?
- Когда у ставропольского клуба возникли финансовые проблемы, Владимир Федорович (Писарев, - прим. А.Т.) договорился о моем переходе с хозяином «Локо» Анатолием Сухачевым. Я заключил контракт с клубом из Минеральных Вод и… сразу уехал в аренду, в Томск.
- С чем столкнулись в Томске?
- С суперлигой «Б» и финансовыми неурядицами. Денег у команды практически не водилось - все игроки в итоге недополучили причитающиеся им зарплаты, обстановка была невеселая. Поэтому я очень обрадовался, когда накануне Нового года меня позвали обратно в «Локомотив». Хоть и понимал: я, молодой игрок, играть в основе не буду. С такими парнями, как Жукаускас и Куделин, конкурировать трудно.
- Чем запомнился «Локомотив»?
- Да чем он особенным запомнится, я там всего полсезона провел! Главное воспоминание - бронзовая медаль суперлиги «А», которую мы тогда завоевали. Приятное воспоминание.
- Вы на площадке появлялись часто?
- Ну, когда выигрывали очков двадцать или уступали столько же… В ключевые моменты, как я уже упоминал, там было кому выйти и без меня. В заявке я был двенадцатым игроком. Для полного комплекта.
- Следующий этап вашей карьеры, насколько мне известно, любопытен - вы поучаствовали в продвижении наверх «Динамо» из Московской области…
- По окончании сезона-2001/02 Сухачев сказал: «В принципе, если кто-то хочет уйти - без проблем». Тут-то и подоспело предложение из Подмосковья. Поехал. Годик выступали в высшей лиге «Б» - естественно, выиграли турнир без проблем. Ну а потом «Динамо» заявилось сразу в суперлигу «А», где мне и еще нескольким ребятам места не нашлось. Пришлось поиграть за вторую команду «Динамо» в высшей лиге «А»…
Еще годик я выступал за СУМЗ из города Ревда в суперлиге «Б», а прошлый сезон отыграл в «Университете» из Нальчика. То есть был прямым соперником краснодарского «Локомотива». Помните, мы к вам приезжали?
- Помним, помним. «Университет», особенно в родных стенах, показал себя зубастой командой…
- Без ложной скромности замечу, лидеры из Нальчика нечасто без потерь возвращались. Разве что краснодарцам это удалось. В целом же, клуб из Кабардино-Балкарии многих удивил. Нам отводили роль безнадежных аутсайдеров, а команда в результате финишировала в серединке, на восьмом месте. Неплохо.
Краснодар: пока - на два года
- Как проходили ваши переговоры с руководством «Кубани-Локомотива»?
- Вообще-то, я мог оказаться в Краснодаре еще зимой. Александр Коваленко предложил мне перейти в его клуб, я был только «за». Однако вмешались какие-то нюансы, и переход сорвался.
- К лету все препятствия были устранены?
- Полностью. Я приехал в Краснодар и чувствую себя здесь отлично. С большинством ребят знаком давным-давно, так что вопрос «как примут в команде?» даже не стоял.
- А с кем знакомы особенно близко?
- С Романом Шамой мы в Ставрополе вместе выросли. С его братом Владимиром, который может команду пополнить, - тоже. Николая Романенко я знаю по юношеской сборной России, к тому же мы почти соседи: он из Кропоткина, я - из Армавира. Ну и остальные ребята из «Кубани-Локомотива» мне тоже не чужие люди.
- Суперлига «Б» вам известна не понаслышке. Что думаете о перспективах в ней краснодарского клуба?
- Уровень турнира довольно высок. Однозначно выше, чем в высшей лиге «А». Но я считаю, в шестерку мы попадать должны. Как минимум.
- Надолго в Краснодар пожаловали?
- Контракт рассчитан на два года. А там посмотрим, как дело пойдет. Быть может, вообще навсегда тут останусь!
Антон ТИХИЙ