поиск по сайту
Люди и судьбы

Анна Коробейникова: наследница великих традиций

Минувший год стал самым удачным в судьбе еще достаточно молодой ставропольской акробатки Анны Коробейниковой. Судите сами - она стала в голландском Эйндховене абсолютной чемпионкой мира в прыжках на акробатической дорожке и чемпионкой планеты в составе сборной России, получила серебряную медаль в немецком Дуйсбурге на Всемирных играх по неолимпийским видам спорта. Наконец, ей было присвоено высшее спортивное звание - «Заслуженный мастер спорта». И это еще не считая побед в других лично-командных стартах, проводившихся в России и за рубежом.
Однако расслабляться спортсменке некогда - нужно готовиться к новым соревнованиям плюс отстаивать свой потом и кровью завоеванный мировой титул. Тем не менее, время для общения с корреспондентом «Независимой спортивной газеты» новая ярко вспыхнувшая звезда спортивной акробатики нашла.
- Аня, давайте, наверное, начнем с самого яркого. Скажите, какие чувства овладевали вами, когда стояли на верхней ступени пьедестала в Голландии?
- Сбылась моя главная мечта. Мечта жизни! Было, конечно, очень радостно. И в то же время, как-то не верилось, что чествуют именно меня. До тех пор, пока судьи не назвали победительницей, пока не услышала слова коллег по сборной: «Ты первая!», признаюсь, не было полной уверенности в победе. Когда спустилась с пьедестала, меня пробрали слезы радости. И, вместе с тем, оставалось какое-то непонятное ощущение. Лишь где-то месяц спустя, я наконец, полностью осознала успех.
- Кто спорил с вами за высшую награду?
- По сути, только украинка Алена Чабаненко, с которой мы выясняем отношения на протяжении последних лет пяти. К сожалению, из-за перелома плюсневой кости, полученного в Дуйсбурге, в Нидерландах не смогла выступить другая моя старая знакомая, экс-чемпионка мира Кэтрин Пэберди из Англии. Поэтому мы сражались лишь с Леной. Это одна из самых сильных прыгуний современности. Тем престижнее было ее победить...
- А как же другая ваша «вечная» соперница - землячка Елена Блужина?
- Лена заняла «на мире» пятое место. Но она помогла завоевать нашей сборной золотые медали в командных соревнованиях.
- Интересно было бы узнать ваши победные комбинации.
- В первой я выполнила рондат-фляк, два бланжа, три «темпа», фляк и двойное сальто с двумя «винтами», во второй - рондат-фляк, бланж, три «темпа», фляк и двойное сальто с двумя «винтами» в полугруппировке.
- Кому первому позвонили из Эйндховена, чтобы сообщить радостную новость?
- Своему парню Алексею. Еще, конечно, позвонила родителям, им - в обязательном порядке. А когда вернулись в Ставрополь, меня стали поздравлять друзья и однокурсники.
Магия «круглых» дат
- Аня, сожалеете о том, что не удалось победить на Всемирных играх?
- Немного. Когда ехала в июле в Дуйсбург, у меня болела пятка. Выступала там без особого настроя - главные мысли были о предстоящем в сентябре чемпионате мира, где нужно было выложиться на все сто. В общем, второе место с тем уровнем готовности, что был на тот момент - это даже нормально...
- Чем еще запомнился минувший спортивный год?
- Тем, что город (Ставрополь, - прим. В.Х.) дал мне квартиру. Впрочем, это жилье не мое...
- ???
- Я получила ордер, а ключи от квартиры мне передали от другого спортсмена, жившего там ранее. Я просто квартиросъемщица. Не могу ни продать это жилье, ни обменять, поскольку оно не подлежит приватизации. Это - собственность города. Хотя в средствах массовой информации говорилось о подарке... Пока, впрочем, не думаю о том, что когда-то меня могут попросить съехать с квартиры. Может, в скором времени выйдет закон, позволяющий выкупить жилье по остаточной стоимости. Тем более что квартира простенькая - старый фонд, пятый этаж... Но вот что интересно, ордер мне вручал мэр Ставрополя Дмитрий Сергеевич Кузьмин 25 октября - ровно через 10 лет, день в день - после моего переезда в краевой центр.
- А еще ведь вы стали обладательницей высшего спортивного звания...
- Удостоверение «Заслуженного мастера спорта» мне вручили уже в январе этого года. И, что интересно, я стала 15-й по счету абсолютной чемпионкой мира и десятым заслуженным мастером спорта в школе легендарного Василия Скакуна!
Челны вынесли в Ставрополь
- В семье Коробейниковых кроме вас еще были спортсмены?
- Родители спортом не интересовались. Нас, детей, у них пятеро - четыре девочки и мальчик. Через спортивную гимнастику прошли все три мои сестры. Но больше года никто из них в спорте не задержался - одна получила серьезное растяжение, другой врачи запретили большие нагрузки, третья сама не захотела продолжать начатое...
- Как вы попали в акробатику?
- Сначала я была гимнасткой. Помню, сижу в первом классе на уроке, заходит какой-то дяденька и спрашивает у нас: «Кто хочет пойти на спортивную гимнастику?» Этим человеком был мой первый тренер - Салават Уралович Ильясов. Он собрал группу из 30 детей, но уже через год у него одна я осталась и вскоре стала заниматься акробатикой. Три с половиной года он меня тренировал, а потом его сократили... Во время учебы в школе в родных Набережных Челнах я занималась и парно-групповой, и прыжковой акробатикой под руководством Александра Сергеевича Тимофеева. Благодаря ему и оказалась в Ставрополе.
- С этого места можно немного подробнее?
- Однажды на каких-то соревнованиях Тимофеев подошел к Скакуну и сказал: «Есть интересная девочка». Василий Александрович ответил просто: «Привозите!» Александр Сергеевич спросил меня: «Поедешь в другой город тренироваться?» Я согласилась. Когда вернулись в Челны, Тимофеев поговорил с моими родителями, они забрали документы из школы, и отец привез меня в Ставрополь. Мне было тогда лишь 12 лет, и другие ребята интересовались: «Как это тебя папа с мамой в таком возрасте отпустили?» Столь юных иногородних спортсменок в школе Скакуна еще не видели.
- Как вас там встретили?
- Хорошо. Год я прожила в одной комнате со своей землячкой Таней Каляндрой из Казани (тогда она еще была Грачевой). Потом одна осталась, а вскоре пошла на «повышение» - переселилась с четвертого этажа на третий (речь идет об общежитии при школе Василия Скакуна, - прим. В.Х.).
- Наверное, на этот вопрос не очень просто ответить... Но все же, на ваш взгляд, в чем ваши сильные стороны?
- Я всегда была упертой, трудолюбивой, старательной. В раннем возрасте у меня развились стремление стать первой, сознательность... Я уже давно почувствовала себя личностью.
Куй железо пока горячо!
- Кто непосредственно с вами занимается?
- С первого дня пребывания в Ставрополе до сегодняшнего меня тренирует Таисия Скакун. Первым делом, за что она взялась, когда я приехала в Ставрополь, так это поправила мою технику. Я тогда могла выполнять лишь двойное сальто назад и сальто с двумя винтами. И Таисия Трофимовна стала меня «обкручивать». И уже в 15 лет я впервые поехала на взрослый чемпионат мира в Сидней. Наша женская команда завоевала там золотые медали.
- А в личных соревнованиях вы в Австралии выступали?
- Только на предварительной стадии, где заняла восьмое место. Однако от одной страны могли выступать в финале лишь две спортсменки. В результате Елена Блужина стала там абсолютной чемпионкой мира, а москвичка Татьяна Шахновская заняла пятое место.
- Через два года Блужина выступала с показательными выступлениями на сиднейской Олимпиаде. Наравне с батутистами, которые в 2004-м стали полноправными участниками олимпийской программы в Афинах. А вот прыжковую акробатику МОК пока что задвинул на дальнюю полку. Обидно?
- Безумно! Ведь наш вид спорта такой зрелищный... А все, по-моему, из-за денег. Не знаю, может, Международной федерации гимнастики нужно было заплатить МОКу... Но программа Игр не резиновая - разыгрывать медаль в новом виде спорта - значит, отнять ее у кого-то другого. У кого? У художественной гимнастики?..
- Выходит, уже не надеетесь попасть на Олимпийские игры?
- Почему же? Надеюсь, когда-нибудь наш вид все-таки включат в программу Олимпиад. Но, думаю, в ближайшие восемь лет этого не случится... Скорее, в нее включат синхронные прыжки на батуте.
- А как зрители воспринимают прыжковую акробатику? Ну в Ставрополе, в Краснодаре все понятно - этот вид спорта здесь очень хорошо знают... А как обстоят дела в других городах, странах?
- Знаете, мы постоянно выступаем при переполненных трибунах в Бельгии, Нидерландах, Франции... Там умеют устраивать яркие шоу. Вместе с нами выступают спортивные гимнасты и гимнастки-художницы, батутисты… А вот в России далеко не все знают наш вид спорта. Когда я поступила на спортфак Ставропольского госуниверситета, некоторые одногруппники спрашивали меня: «А что это такое - прыжки на акробатической дорожке?»
- Вы учились на очном отделении. Из-за спорта проблемы с учебой возникали?
- Когда поступила в университет, добросовестно штудировала билеты. Во время учебы часто приходилось уезжать на соревнования, и деканат всегда шел мне на встречу. Экзамены нередко сдавала раньше или, наоборот, позже сессии. Но всегда - сама.
- Собираетесь работать по специальности?
- Да. Хочу стать тренером.
- Но ведь молодому специалисту платят не густо...
- Стараюсь пока не думать о зарплате... А тренировать все равно буду! Сейчас же надо готовиться к очередным стартам.
Без скидок на заслуги
- Неужели вам, абсолютной чемпионке мира, не гарантировано место в национальной сборной?
- Нет. Конечно, нет! Новый сезон начинается с «нуля»... Нужно выступить на трех российских отборочных соревнованиях. В рейтинг-зачет пойдут также очки, набранные на этапах Кубка мира. Первый этап этих соревнований пройдет в Бельгии, второй - в Краснодаре (турнир Добровольского), третий - по-моему, во Франции. А финал Кубка мира состоится в ноябре в Англии. Еще в октябре в Таганроге будет командный чемпионат России, но набранные там очки пойдут уже в зачет следующего года.
- Будете тренироваться только в Ставрополе?
- Летом нам - акробатам, батутистам, другим спортсменам - обычно устраивают сбор в лагере «Пламя» - это между Новомихайловкой и Джубгой. Будем там и плавать, и бегать, и прыгать.
- Кстати, для вас имеет значение, на какой дорожке выступать?
- Конечно, лучше на своей. Вообще, одинаковых дорожек не бывает. Даже те, что сделаны одним производителем, могут быть больше и меньше «разбиты».
- Но вам лучше прыгается на мягкой или на жесткой?
- И на той, и на другой - плохо. Но на мягкой - хуже. Лучше всего - на «средней».
- Аня, вам часто приходится бывать в Краснодарском крае, который, как и Ставрополь, славится богатыми акробатическими традициями?
- Обычно один-два раза в год - на Кубке Добровольского и еще каких-то соревнованиях.
- Любопытно, с кем из кубанских коллег поддерживаете дружеские отношения?
- Сейчас у них там молодняк пошел. А раньше часто общалась с Денисом Сердюковым, Даниэлем Авакяном...
- А с девушками?
- На Кубани я не застала сильных акробаток...
- Слышал, батут вам нравится…
- Очень зрелищный вид спорта. Он, между прочим, более травмоопасен, чем прыжковая акробатика. Впрочем, гимнастики без травм не бывает.
Молодые наступают!
- Ставропольская школа прыжковой акробатики считается сегодня лучшей в мире. А кто сейчас наступает вам на пятки?
- К нам подтягиваются спортсмены из Санкт-Петербурга, которых тренирует Наталья Борисенко, москвичи, где подрастает целая плеяда талантливой молодежи... Если взять другие страны, очевиден прогресс английских и китайских спортсменов.
- Китайцы - народ своеобразный: за полгода-год до Олимпиады появляются, а после Игр опять пропадают куда-то...
- У них раньше один спортсмен ездил на соревнования. Теперь - больше. Это очень серьезные соперники, которые занимают призовые места и в нашем виде, и в прыжках на батуте. Тренеры в Китае очень жесткие - спортсмены готовятся у них, как зомби...
- Что вы можете рассказать про семью Скакунов?
- Все они - и Василий Александрович, и Таисия Трофимовна, и их дети - Светлана и Вадим - очень доброжелательны, приветливы. Всегда идут тебе навстречу. Вассаныча я смело могу назвать своим вторым отцом, могу к нему подойти практически с любым вопросом. И он обязательно все расскажет, подскажет, поможет... Очень благодарна ему за то, что меня приютили в Ставрополе, обучили всем премудростям профессии.
- А что для вас школа Скакуна?
- С первого дня мне посчастливилось тренироваться с уникальными личностями, можно сказать, кумирами. Я старалась равняться на них. Школа Скакуна всегда была сплоченным коллективом, в котором все держатся друг за друга, не дают никого в обиду. В этих условиях хорошо воспитывается характер. В школе все радуются успеху победителей и поддерживают тех, кого по тем или иным причинам преследуют неудачи.
- Какие отношения у вас с Блужиной? В последние годы конкуренция за победы на любых соревнованиях велась ведь между вами острейшая...
- Мы с Леной дружим. Подсказываем что-то друг другу, делимся впечатлениями... У нас друг от друга нет никаких секретов.
- Она еще тренируется?
- Уже нет. У нее надрыв икроножной мышцы. Перестал прыгать и многократный чемпион мира Алексей Крыжановский.
- Получается, у вас сейчас в России осталась одна-единственная серьезная конкурентка - москвичка Рахманова?
- Нет, Наталья тоже оставила спорт. Сейчас меня преследует Алина Ярулова из Питера. Этой девочке то ли 16, то ли 17 лет, но она уже стала чемпионкой России.
...а дома лучше
- Аня, как любите проводить свободное время?
- Да его не так уж много: утром - тренировка, вечером - другая... Люблю по магазинам ходить. Когда денег много (смеется)... Дома смотрю телевизор. Летом обожаю купаться в море - это и полезно для организма, и прекрасный отдых. Готовить люблю. Правда, по настроению.
- Какое у вас фирменное блюдо?
- Мясо по-французски.
- Как вы его готовите?
- Нужно уложить в сковороду слоями мясо, картошку, грибы, а сверху - сыр. И все это поставить в духовку...
- Вы уже достаточно поездили по белу свету. Какие страны и города на вас произвели впечатление?
- Сан-Сити очень понравился. Это такой город миллиардеров в ЮАР. Там много развлекательных центров, казино, аттракционов... Мы ездили там на сафари.
- Что, охотились?
- Нет! Ездили на джипах смотреть разных животных. Слонов видели, жирафов, бегемотов, множество антилоп... А вот хищников не встретили. Зато в зоопарке брали маленьких львят на руки... Сидней еще понравился. Здание «Опера-хаус» на самом деле смотрится интереснее, чем по телевизору. Мост там очень красивый... В Париже посмотрела на Нотр Дам де Пари, побывала у подножия Эйфелевой башни... Но там была большая очередь, а времени - в обрез... Несмотря на то, что колесить по миру приходится много, не часто удается рассмотреть местные достопримечательности. Обычно нас селят где-то за городом и лишь привозят на соревнования.
- А в родных Набережных Челнах когда в последний раз были?
- В 2003 году. Времени все как-то нет бывать чаще. Да и прямой поезд туда из Ставрополя не идет. Хотя я очень переживаю за брата, сестер и племянников... Впрочем, Ставрополь давно стал моим новым домом.
Вадим ХНЫГИН, Ставрополь