поиск по сайту
Бобслей. Олимпиада-2006. Послесловие

Виктория Токовая: «С Зубковым у нас одни коньки на двоих»

Во время Олимпиады в Турине особое внимание кубанских болельщиков, конечно, привлекали выступления бобслеистов.
В мужских двойках и четверках в составе российской команды разгоняющим был Алексей Воевода из Сочи. Он стал первым спортсменом Краснодарского края, завоевавшим серебро на зимних Олимпийских играх. Женскую же двойку пилотировала землячка Воеводы - Виктория Токовая. Она в число призеров не попала. Однако экипаж Виктории в острой борьбе и тяжелых погодных условиях сумел показать неплохое время и занять вполне достойное седьмое место.
Несколько дней назад Виктория Токовая вернулась из Турина, преодолев, кстати, пол-Европы за рулем собственного автомобиля. Дело в том, что пришлось сочинке сделать немалый крюк и заехать в Латвию, чтобы отвести свое спортивное оборудование на тамошнюю тренировочную базу. Как известно, в России пока нет ни одной санно-бобслейной трассы. К слову, уже только поэтому результаты, которые показывают российские бобслеисты и саночники, смело можно считать настоящим подвигом.
Несмотря на усталость, накопившуюся за время долгой дороги, Виктория Токовая прибыла в Краснодар и в одном из офисов краевого департамента по физкультуре и спорту дала пресс-конференцию, на которой поделилась своими впечатлениями об Олимпиаде и ответила на вопросы журналистов.
- Виктория, поздравляем вас с хорошим выступлением. Вся Кубань переживала за вас и Алексея Воеводу…
- Спасибо за поздравления и за поддержку. Для меня очень важно внимание болельщиков. Я его ощутила сразу же, едва вернулась в Сочи. Честно говоря, не ожидала, что так много людей меня знает…
- Седьмое место на Олимпиаде - очень высокий результат для соревнований такого ранга. А сколько вообще экипажей приняли участие в соревнованиях?
- На Олимпиаду было отобрано 15 экипажей. Плюс допустили также двойку из Японии. Так что конкуренция на трассе была достаточно серьезной.
- Кстати, а сколько вообще людей в России занимается бобслеем?
- Знаете, этот вид спорта особой массовостью у нас в стране не отличается. В этом году в чемпионате России участвовало двенадцать мужских и всего три женских экипажа. Серьезной проблемой является то, что у нас нет, так сказать, скамейки запасных. Очень много ветеранов, но практически нет молодежи. Катастрофически не хватает как пилотов, так и хороших разгоняющих.
- Они, к тому же, еще и уезжают за границу. Речь о вашей бывшей партнерше Кристине Бадер…
- Еще на прошлой Олимпиаде мы выступали вместе с Кристиной и показывали там неплохие результаты. Однако сейчас она выступает за сборную Германии, стала не так давно чемпионкой мира. Но на Олимпиаду, к сожалению, Кристина не отобралась - помешали травмы, из-за которых она, скорее всего, завершит спортивную карьеру.
- Вы с ней сейчас общаетесь?
- Конечно! Мы виделись с ней несколько дней назад. Она живет сейчас в Германии, но очень скучает по родному Краснодару и время от времени сюда наведывается.
- А с земляком Алексеем Воеводой дружите?
- Да, мы друзья. Леша - прекрасный спортсмен, очень одаренный от природы, имеющий настоящий спортивный характер, и все его последние успехи отнюдь не случайны. А вообще, у нас очень дружная команда: в сборной России царит отличная атмосфера.
- Чего, на ваш взгляд, не хватило нашим мужчинам в соревнованиях двоек, где они заняли четвертое место?
- Ребята могли взять медали, но очень сильно помешал снег. У нас, кстати, одни коньки на двоих с Сашей Зубковым. Так вот, они очень плохо идут по снегу, а запасных, как у других команд, не оказалось. Но будем надеяться, что в ближайшее время нашему виду спорта станут уделять больше внимания, и тогда громкие успехи станут нормой.
- Бобслей - очень быстрый вид. Что, интересно, вы чувствуете, проходя по трассе? Как ощущается разница в несколько десятых долей секунды между хорошим и плохим результатом?
- Конечно, сколько сотых ты выиграл или проиграл, ты не ощущаешь. Просто чувствуешь - аккуратно ты идешь по трассе или нет, совершаешь ли ошибки при поворотах…
- Кстати, с Алексеем Воеводой не пробовали вместе прокатиться? Он бы разогнал боб, а вы бы его пилотировали…
- Ребята, конечно, предлагали «зарубу» такую, мол, бери, кого хочешь разгоняющим, и давай наперегонки. Но Воевода, по-моему, со мной испугался ехать (смеется).
- А вообще, нет такой идеи: проводить заезды смешанных пар - мужчина и женщина. Эдакий микст, как в теннисе?
- Пока нет. Но на тренировках бывает, что мы тренируемся в паре с ребятами. Они потяжелей нас, поэтому с ними легче разогнаться. Полезный тренинг.
- Вернемся к Олимпиаде. Расскажите об организации игр в Турине, все ли вам понравилось? Говорят, организаторы допустили много серьезных ошибок…
- Это так. Итальянцы экономили буквально на всем, многие объекты, как и бобслейная трасса, не были достроены до конца. Мы жили в Сестриере, местечке, расположенном в ста километрах от Турина. Там, видимо, забыли уложить асфальт, поэтому была жуткая грязь, и ходить нужно было в резиновых сапогах. На всю олимпийскую деревню было два телевизора, так что Олимпиаду мы практически не видели.
- Такой чисто специализированный вопрос: в момент прохождения трассы слышно ли вам болельщиков?
- Крики: «Россия, Россия!» - слышны только до старта. Потом отключаешься. Хотя внимание болельщиков чувствовалось, и было очень приятно ощущать тот самый незабываемый олимпийский дух. В Солт-Лейк-Сити зрителей было слышно очень хорошо. Там было очень много людей, они громко поддерживали всех участников, так что на трассе стоял постоянный гул. В Турине же болельщиков было очень мало, и при всем при этом, билеты достать было невозможно - вот парадокс… Россияне постоянно спрашивали лишний билетик и жаловались, что сложно попасть на соревнования. Хорошо хоть нас пускали на трассу поболеть за своих партнеров по команде.
- С кем из спортсменов других стран, кроме Кристины Бадер, дружите, может, с кем-то близко сошлись на туринской Олимпиаде?
- Мы же все друг друга давно знаем. Живем, как одна большая семья. Одна из моих лучших подруг - швейцарка, недавно она закончила свою спортивную карьеру, сейчас работает тренером в сборной Канады.
- На каком языке общаетесь?
- На английском. Я владею им не блестяще, но для общения вполне хватает.
- Много говорилось о повышенном внимании Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) к Играм. Лично вы это внимание на себе ощутили?
- Не сказала бы. Работали в обычном режиме, сдавали пробы на допинг только в день стартов - до и после заездов.
- Посреди ночи обыски в номерах не устраивали?
- Нет, такого в Турине, к счастью, не было. Зато на этапах Кубка мира подобное случается. Могут и в час ночи в гостиницу прийти и потребовать сдать анализ.
- Виктория, а на следующую Олимпиаду собираетесь?
- Обязательно! Ведь силы еще есть. Есть, считаю, и потенциал. В общем, уже думаю о Ванкувере.
Виктор Дереза