поиск по сайту
Футбол. Ностальгия

Павел Юрков: вратарь от бога

Кто-то сказал: «Чтобы уверенно смотреть в будущее, нужно знать свое прошлое».
Истина эта в полной мере относится и к самой популярной в мире игре - футболу. Узнав о 65-летии бывшего вратаря «Цемента» Павла Юркова, с удивлением отметил про себя, что за свои 20 лет работы в журналистике нигде и ничего не читал об этом человеке. А ведь Павел Иванович достоин того, чтобы о нем напомнить.
- В истории новороссийского, да и всего кубанского футбола были два очень сильных, на мой взгляд, вратаря - Олег Кущ и Паша Юрков, - считает ветеран новороссийского футбола Анатолий Бутков. - Кущ, правда, играл в «Цементе» совсем недолго - всего один сезон, но оставил заметный след в душах болельщиков. Эти два вратаря были очень разными. У Олега блестящие физические данные, умение правильно выбрать место в воротах. Играл, можно сказать, в яшинской манере. А у Павла отменная реакция, хорошая прыгучесть, умение читать игру. Не побоюсь громких слов - это был вратарь от Бога.
- Павел Иванович, ваши друзья рассказывают, что премудростям вратарского искусства вас никто не учил. Это действительно так? - вопрос Юркову.
- А у кого было учиться в Таганроге, где жила в то время наша семья? Играли с пацанами улица на улицу, квартал на квартал. Росточка я был небольшого, щупленький. Наверное, поэтому ребята постарше и ставили меня в ворота. Но, что правда, то правда: даже в детстве никому уступать не хотел. За каждый мяч до конца боролся. Вечно ходил со сбитыми коленками и локтями. Потом мы переехали в Зерноград, это под Ростовом. Там зашел как-то на стадион, смотрю, ребята пенальти бьют. Ну, я и попросился в воротах постоять. Раз мяч поймал, второй, третий… А за игрой кто-то из футболистов заводской команды наблюдал. Подошел после матча, говорит: «Иди к нам». Так в 15 лет я стал вратарем взрослой команды механического завода. Как-то к нам в Зерноград приехал ростовский СКА. Меня, видимо, заприметили, пригласили в армейский клуб. Но в СКА я не прошел по конкурсу. Там тогда такие известные вратари играли, как Киктев, Скарлыгин. Только один раз и съездил с армейцами в качестве запасного вратаря в Ташкент. Отправили в спортроту, которая квартировалась в Новочеркасске. Осенью 1963 года заглянул к нам новороссийский «Цемент». Мы его тогда обыграли, и отстоял я в воротах неплохо. Тренер «Цемента» Тимаков предложил после игры: «Как закончишь службу, приезжай к нам». Так я оказался в Новороссийске.
- Свой первый матч за «Цемент» помните?
- Помню, конечно. Играли товарищескую встречу с «Кубанью». В первом тайме в воротах стоял Иван Сулимов, а во втором тренер выпустил меня. Выиграли ту встречу со счетом 4:0. Но в основной состав «Цемента» попал не сразу. Первым номером у новороссийцев был Власенко. Длинный такой, статный. А у меня всего метр семьдесят восемь с кепкой. Начался сезон 1964 года. Одну игру по вине вратаря проиграли, другую. Главный тренер Артем Григорьевич Фальян устроил Власенко разнос, пригрозил, что еще пара грубых ошибок, и он лишится места в основе. Поехали в Орджоникидзе. А у них в команде один защитник был, который выбрасывал мяч из аута во вратарскую площадку прямо на голову своему нападающему. Власенко после таких комбинаций одну «пенку» запустил, вторую. Тренер не выдержал, говорит мне: «Давай, шнуруйся и на поле». И надо же такому случиться, что я точно такую же «банку» пропускаю, как и Власенко. Думаю: ну все - хана моей карьере. Приезжаем в Азербайджан. Тренер на установке объявляет состав: «В воротах - Юрков». Мандраж, конечно, был неописуемый. Но отстоял вроде бы неплохо. С тех пор я уже никому пост номер один в «Цементе» не уступал, вплоть до расформирования нашей команды в 1970 году из-за холеры.
- Неужели ни одного матча за столько лет не пропустили? А травмы?
- Стоп! А ведь и правда, одно время полтора месяца не играл. В Степанакерте ключицу сломал. Но это был единственный случай, когда тренерам пришлось подыскивать мне замену.
- Сильная в то время в Новороссийске команда была?
- Не то слово! Три раза в финальную пульку выходили, а в 1969-м стали победителями своей зоны. Посмотреть на игру Аведиса Ватульяна, Лехи Сабанадзе народ валом валил.
- Но в 1970-м «Цемента» не стало. Куда дальше?
- Ступаков в луганскую «Зарю» звал. В грозненский «Терек» еще приглашали. Но Юра Филиппов, был у нас такой защитник, уговорил поехать с ним в Саранск. Там, правда, всего на один сезон задержался, не понравилось. Вернулся в Новороссийск и пошел в лесной порт грузчиком. А еще один мой товарищ по «Цементу» - Толик Бутков - в то время уже за майкопскую «Дружбу» играл. Он и посоветовал меня пригласить. Начальник команды Темир Хурум, известный арбитр, специально в Новороссийск на переговоры приехал. У «Дружбы» тогда как раз проблема с вратарями возникла. Юрия Дарвина забрали в московский «Спартак», а полноценной замены ему не нашлось. Встреча наша состоялась в гостинице «Черноморская». Хурум критическим взглядом окинул мою фигуру, но все же пригласил на просмотр. Так я в 1972 году очутился в «Дружбе» и отыграл в Майкопе четыре сезона. Должен заметить, что эту команду в то время тренировал Руслан Борисович Дзасохов. У него был свой конек - «физика». Как даст нам «зарядку» - полдня потом пластом лежишь. Но зато и играла «Дружба» в те времена здорово. А в 1975-м я решил с футболом завязать. И возраст уже начал сказываться, и жить вдали от семьи надоело. Вернулся в Новороссийск и пошел работать водителем в автокомбинат. Четверть века баранку крутил. Тут тоже забавная история получилась. Нам, ведущим игрокам «Дружбы», ГАИшники решили по блату права сделать. Я сначала отказывался, зачем, мол, они мне. Но ребята уговорили: «Пашка, да ты что! Пригодятся, машину себе когда-нибудь купишь». Машину я так и не приобрел, а вот права в жизни здорово пригодились.
- Павел Иванович, а платили в те времена футболистам хорошо?
- Грех жаловаться. И по 250 рублей в месяц получали, и до 400 доходило. За победу по 30 рублей начисляли, за ничейку - 15. Мы ведь тогда за различными предприятиями были закреплены. Кто слесарем числился, кто пекарем, кто лекарем. Я, например, зарплату в автокомбинате получал. Небедно жили, хотя и разбогатеть не разбогатели. Мне, правда, квартиру в Новороссийске почти сразу дали. Через два года, как «любимцу публики», на двухкомнатную поменяли. Так и живем в ней по сей день. Когда в «Дружбу» брали, в Майкопе тоже квартиру предлагали. А я говорю: «Зачем она мне? У меня в Новороссийске есть». Эх, наивный был, молодой…
- Мне рассказывали, что вы и после возвращения из Майкопа еще не один год играли на первенство города…
- Да, с десяток лет еще выступал за автокомбинат. Свой последний матч, если память не изменяет, в 1985 году провел.
- На матчах «Черноморца» вас часто можно увидеть с супругой Ниной Ивановной. Она тоже к футболу неравнодушна?
- А куда же ей деваться? Как-никак уже 43 года вместе. Благодаря футболу и познакомились.
Андрей КОСТЫЛЕВ, Новороссийск