поиск по сайту
Люди и судьбы. Тяжелая атлетика

Марина Шаинова: юная укротительница металла

Красавица, спортсменка и даже рекордсменка и чемпионка, достигшая в «железной игре» мировых высот, которых в этом виде спорта еще не знала ни одна другая кубанская спортсменка. Ей только 19, но она уже завоевала немало титулов, побила уйму рекордов. Ранняя слава никак ее не изменила. Застенчивость, скромность по-прежнему являются отличительными чертами характера Марины Шаиновой. Но на помосте она преображается. Откуда только берутся дерзость, решительность, неуступчивость, приводящие в смятение более опытных соперниц?
…В последние годы женская тяжелая атлетика переживает бум на всем земном шаре. Талантливые спортсменки, нередко совсем юные, с удивительной легкостью поднимают громады металла над головой, меняя наше представление о возможностях слабого пола в этом экстремальном для них виде спорта, а также о самой тяжелой атлетике, которую многие считают не женским делом. Особенно преуспели азиатские спортсменки: китаянки, кореянки, таиландки. В Европе тон задают россиянки, украинки, полячки, турчанки, девушки из Белоруссии… Среди звездочек, появившихся на тяжелоатлетическом небосклоне и разгорающихся с необыкновенной быстротой, - Марина Шаинова из села Коноково Успенского района…
Чего лукавить, до определенного времени мало на планете кто знал о существовании такой географической точки, как Успенский район, а тем более - село Коноково. Это даже по нашим, кубанским меркам, самая настоящая глубинка. Но после серии мировых и европейских рекордов, после триумфа Марины Шаиновой на чемпионате Европы и ее восхождения на пьедестал мирового форума, о Коноково, откуда родом Марина, заговорили на разных языках, на всех континентах. Своими достижениями 19-летняя спортсменка, которую тренирует ее отец Владимир Владимирович Шаинов, замечательный наставник и педагог милостью божьей, поразила специалистов и очаровала поклонников этого вида спорта. Мир понял: на тяжелоатлетическом небосклоне зажглась новая яркая звезда. Но еще раньше - до европейского первенства в Софии и мирового в Дохе, где Шаинова добилась наиболее впечатляющих результатов в своей только начинающейся карьере, были причины для изумления: Марина блистала на юношеских и юниорских турнирах европейского и мирового ранга. Пять золотых медалей, выигранных на этих соревнованиях, и град рекордов, - достижение просто феноменальное!
…Как оказалось, знаменитая чемпионка и рекордсменка - создание хрупкое, нежное, обаятельное, не любящее купаться в лучах славы. Ей легче взметнуть над головой почти полтора центнера, чем беседовать с журналистами. Отвечает односложно, тихо. В словах ее - скрытое недоумение: ну разве это так важно, ведь я еще ничего такого не сделала… Когда Марина предстала предо мной, я, пораженный ее внешностью, не мог сдержать удивления: «Ужель, та самая Марина?» Стереотип действовал: если штанга - значит, гора мускулов, широченные плечи… А тут девушка будто из дома моделей. Этакая сероглазая красавица…
- Простите, Марина, женщина-штангистка - это тяжело?
- Думаю, это интересно. Я чувствую себя на тяжелоатлетическом помосте вполне комфортно. Мне нравится, когда снаряд взмывает над головой на вытянутых руках. Я смогла, я победила! Возникает в этот миг удивительное ощущение счастья. Не женское дело? Не знаю, не знаю… Когда я наблюдаю за соревнованиями со стороны, вижу, прежде всего, красоту. Женщины более пластичны, чем мужчины, элегантны… Все это присутствует в нашем виде спорта.
- Не скучно? Ведь ваш соперник - безмолвное железо…
- Напротив, здесь даже существует какое-то таинство. На беговой дорожке, в бассейне или на игровой площадке вы видите сильные стороны и слабости своих соперниц, знаете, что можно предпринять, чтобы сдержать их порыв. А тут - гриф, железные «блины», которые нанизываются на железный стержень… Но только для непосвященных все это - груда металла. Железо умеет говорить, надо только уметь слушать. Для меня штанга - живой организм, с которым я люблю беседовать.
- Но на помосте тоже происходит противостояние нескольких личностей…
- Все это так. Есть психология и тактика. И все же каждая из нас соревнуется, прежде всего, со снарядом. Главное - поднять. Как можно больше… Мы выходим на помост поодиночке, и это своеобразный заочный спор.
- Штанга - снаряд коварный и покоряется неохотно. Что вы делаете, когда железо назло вам вырывается из рук - гневаетесь, поругиваете неподъемные «блины»?
- Что вы, как можно? Я в таких случаях приговариваю: ну, давайте, мои миленькие, мои хорошенькие… Вы думаете, если железо разговаривать не умеет, так оно не понимает ласки? Еще как понимает! У нас со штангой - взаимная любовь.
- Любовь с первого взгляда?
- Нет, так сказать нельзя. В детстве я охотно прыгала, бегала, играла с мальчишками в футбол. В деревне мало развлечений. Может быть, я занялась бы теннисом или плаванием, но у нас нет ни кортов, ни бассейна, ни тренеров по этим видам спорта…
- Кто первый сказал, что Марина должна приручать штангу?
- Никто. Все получилось как-то само собой. Мой папа - мастер спорта по тяжелой атлетике и он, работая преподавателем школе, все время вынашивал идею создать секцию штанги. Сначала я просто из любопытства приходила вместе с подругами. Это нельзя было назвать тренировками. Мы соревновались в ловкости, быстроте, прыжках, иногда что-то поднимали - ради интереса. Между прочим, ряды постепенно редели. Уходили даже мальчишки. Некоторые родители почему-то считали, поднятие тяжестей - вредно для здоровья.
- Когда же осознали, что «железная игра» может стать для вас серьезным делом?
- Я начала тренироваться с 12 лет. Папа не настаивал на этом, но именно его авторитет повлиял на мой выбор. Плюс, не стану лукавить: к тому времени занятия штангой уже захватили меня…
- Как мама отнеслась к вашему увлечению?
- Ой, ну конечно, сильно расстраивалась поначалу, переживала.... Мама пыталась отговорить меня. Мол, зачем девочке таскать железо? Но папу, когда он принял какое-то решение, переубедить трудно, да и я ужас какая упрямая. В общем, мы с папой сумели настоять на своем. Мама смирилась, и теперь она главная моя поклонница и болельщица. Когда мы уезжаем на соревнования, она с нетерпением ждет новостей у телевизора. И вообще, мама хорошо владеет ситуацией: знает имена моих подруг по сборной, всех моих соперниц…
- Ваши успехи в спорте наверняка давали учителям повод для снисхождения, ведь вы неделями, а то и месяцами не бывали в школе?
- Я даже выпускные экзамены сдавала после всех: выступала за рубежом. Но училась хорошо. Пропущенные уроки наверстывала в самолетах, в гостиницах: моя сумка постоянно была набита учебниками. Я получила серебряную медаль, чему, кстати, немало огорчилась. Потому что мечтала о золотой. Школу я любила, всегда как на крыльях туда летела.
- Марина, чем можно объяснить ваши ранние головокружительные успехи?
- Головокружительные - это слишком громко сказано. Я действительно рано стала показывать обнадеживающие результаты, а почему, об этом у папы надо спросить. Он - замечательный тренер.
- В Европе вы уверенно обыгрывали своих сверстниц на юношеских и юниорских чемпионатах, но победительницей юниорского чемпионата мира стали столько в прошлом году…
- Просто на тот момент соперницы были объективно сильнее меня.
- К первенству-2005 ситуация изменилась?
- Полагаю, что да, ведь я же победила. Счастливым для меня оказался южнокорейский городок Пусан.
- Кто там оказался среди главных соперниц?
- Кореянки, хозяйки помоста. Их бурно поддерживали болельщики, не сомневавшиеся в успехе своих соотечественниц. В Пусане приходилось соревноваться не только с соперницами. Важно было сохранить хладнокровие в такой бушующей атмосфере.
- Кореянки действительно были сильны?
- Да, это спортсменки с потрясающими потенциальными возможностями. Обладающие недюжинной физической силой, гибкие, ловкие, знающие себе цену. Особенно сильное впечатление произвела Им Юнг Хва, выигравшая серебряную медаль. Она набрала в сумме двоеборья 212 килограммов. С этим результатом занимала четвертое место в мировом рейтинге перед взрослым чемпионатом мира в Катаре. Бронза досталась Юн Джин Хи, отставшей на 6 килограммов. Но в Катаре именно она стала моей главной соперницей в борьбе за бронзовую медаль, добавив к своему достижению в Пусане сразу 9 килограммов.
- А где же фантастические китаянки?
- Что-то не получилось у Чжао Шуюнг. В двоеборье у нее только пятый результат - 200 килограммов (91+109). Но все, кто опередил китаянку - 1986 года рождения, а Чжао на год младше…
- А как складывались дела в Пусане у вас?
- В рывке мне удалось поднять 98 килограммов. Это на 6 больше, чем у Им Юнг Хва, показавшей второй результат. Конечно, удачный подход придал мне уверенности, хотя я знала, что кореянка сильна в толчке и постарается выправить ситуацию. Но соревнование во втором движении закончилось в мою пользу, правда, преимущество оказалось не таким уж большим - 122 килограмма против 120.
- Вы остались довольны своим выступлением?
- Довольна. Все-таки впервые стала чемпионкой мира, да и результаты оказались достаточно высокими.
- На чемпионат Европы в Болгарию вы ехали фавориткой состязаний?
- Передо мной стояла задача показать то, на что я способна. Думаю, главной претенденткой на победу считалась Александра Кленовска из Польши, рекордсменка Европы. Но полячка почему-то нервничала и в первом упражнении - рывке - показала всего 90 килограммов. Рекордсменка подняла на 7,5 кг меньше, чем я. Александра уступила еще и своей соотечественнице Марите Готфрид, которой удалось справиться с весом 95 килограммов. В толчке Кленовска выглядела более уверенно, но вновь проиграла мне. У полячки - 120 килограммов, у меня - 125. В сумме двоеборья разница составила 12,5 кг. Я набрала 222,5, а моя главная соперница - 210. Третье место заняла Готфрид - 200 килограммов.
- Это ваш первый титул во взрослых турнирах?
- На международной арене никогда не становилась первой, но была чемпионкой России.
- Вы были счастливы?
- Конечно! Я стояла на верхней ступеньке пьедестала почета, играли гимн моей страны, на флагштоке взметнулся российский флаг. Это незабываемые ощущения.
- Какие-то мысли приходили в эти мгновения?
- Была просто радость. А самыми счастливыми, не сомневаюсь, в этот день на земле были мои родители. Испытываю чувство гордости за папу. Он воспитал свою первую чемпионку Европы.
- Чемпионку Европы чествовали в Коноково, как говорится, всем миром?
- Меньше всего я думала о каких-то торжествах, почестях. Я просто радовалась своему успеху. Тому, что попала в национальную сборную, не подвела команду, и, конечно, папу. Он так волновался, хотя и внешне это было совершенно незаметно.
- Папа всегда выезжает с вами на соревнования?
- Конечно, он же мой тренер. Когда папа рядом, у меня словно крылья за спиной вырастают…
- Накануне чемпионата мира в Катаре вы возглавляли мировой рейтинг в весовой категории до 58 килограммов…
- Да, но в нем вообще не было китаянки Гу Вэй, будущей чемпионки и рекордсменки планеты - она целенаправленно готовилась к мировому первенству и не выступала даже на чемпионате Азии в Дубаи. Там, кстати, победила 27-летняя Вандее Камеаим из Таиланда с отличной суммой в двоеборье - 222 кг. Это был второй показатель в рейтинг- листе, уступавший всего 0,5 килограмма моему софийскому результату на первенстве континента. Третья позиция была у китаянки Танг Ланхуа, обладательницы серебряной медали азиатского чемпионата - 218. Далее расположились кореянка Им Юнг Хва - 212, полячка Кленовска - 210, Юн Джин Хи, еще одна кореянка, - 206, Эсмат Мансур из Египта и турчанка Эмине Билгин - по 201, китаянка Джи Юнг, Чжао Шиюнг, Ченг Юнг и Мариетта Готфрид - по 200 килограммов. В общем, знакомые все лица…
- То есть было ясно, что именно между этими спортсменками развернется основной спор за медали на чемпионате мира?
- Стоило иметь в виду только Гу Вэй, затаившуюся в тени, и до поры до времени не раскрывавшую свои карты. Откровенно говоря, трудно было предположить, что за оставшиеся несколько месяцев до турнира в Дохе объявится какая-то новая феноменальная девушка, способная своими уникальными достижениями потрясти мир.
- Интересно, как развивались события в Катаре?
- В Дохе Гу Вэй победила с блеском, превысив мировое достижение в толчке - 139 и двоеборье - 241 килограммов. Это на 3,5 кг больше, чем у ее соотечественицы Я Чэнь, олимпийской чемпионки Афин. Китаянки - феноменальное явление в тяжелой атлетике.
- Они непобедимы?
- Я этого не говорила. Но, признаюсь, на меня новая чемпионка мира произвела сильное впечатление. Был момент, когда ее судьба, что называется, висела на волоске: два подхода к снаряду завершились неудачей. Но в заключительной попытке Гу Вэй была просто великолепна. Китаянки сильны не только технически, но и прекрасно подготовлены психологически, у них большие резервы. В столице Греции блистала Я Чэнь, теперь вот Гу Вэй. После рывка я проигрывала Гу Вэй самую малость - один килограмм. В толчке моя соперница не просто увеличила разрыв еще на семь килограммов, ее выступление завершилось установлением мирового рекорда…
- Положа руку на сердце, вы могли выиграть чемпионат мира?
- Если бы могла - выиграла бы. В Дохе Гу Вэй, следует признать, была вне конкуренции. Таиландка Вандее Камеаим, бронзовый призер Олимпиады-2004, добавила к своему греческому результату шесть килограммов, но до золота так и не дотянулась. Набрав 236 кг, она завоевала серебряную медаль. Я отстала на 3 килограмма. Шанс опередить штангистку из Таиланда у меня был. Чего не хватило для этого? Опыта…
- С каким настроением возвратились из столицы Катара??
- На помосте в Дохе я показала все, на что была тогда способна, и безумно радовалась своей бронзовой награде. На чемпионате мира я побила, кстати, три европейских рекорда: в рывке - 101, в толчке - 132 и в двоеборье - 233 килограмма. Еще год назад этот результат принес бы мне на Олимпийских играх в Афинах серебряную медаль. Согласитесь, грех жаловаться.
- В Катаре вы дебютировали на взрослом чемпионате мира?
- Нет, мой дебют состоялся два года назад в Канаде, где решалась судьба олимпийских путевок в Афины. Тогда в Ванкувере я заняла шестое место. Тренеры сборной сказали, что это неплохо для начала.
- Как считаете, у вас был шанс поехать в Афины?
- Теоретически - да, практически - нет.
- Сильно расстроились?
- А чего расстраиваться? Я прекрасно понимала, что мое время еще не пришло. В Греции выступали действительно сильнейшие наши спортсменки. Я была просто не готова к спору с лидерами мирового помоста. С моим личным рекордом я даже не вошла бы в Афинах в шестерку лучших.
- Марина, какое из двух движений ваше любимое?
- А это зависит от того, какое лучше на тот момент удается. Бывает же по-разному: то рывок идет, то толчок. В общем, скучать не приходится. В Катаре неплохо получалось и то, и другое.
- Ваш пример показывает, что чемпионы могут расти не только в больших городах…
- Могут, если талантливым тренерам и их ученикам создавать условия.
- Вы в каких занимаетесь?
- Около восьми лет назад папа из двух раздевалок игрового зала сделал комнатку, где помещаются помост и несколько специальных приспособлений, тоже сотворенных им собственными руками, - там и тренируюсь. Даже воды нет. Мы ее из котельной, которая неподалеку, приносим. Да и если что - речка неподалеку. Наша гордость - шведская женская штанга, которую приобрела для нас СДЮШОР краевого департамента по физкультуре и спорту. Папа держит ее за семью замками, чтобы не утащили…
- На помосте вы сильная, решительная девушка, а в жизни?
- Обыкновенная. Независимая. Легко ранимая, но умеющая прощать. Думаю, общительная, у меня в сборной много подруг.
- Вы кем хотели стать в жизни?
- Педагогом. Я даже иногда завидую своей старшей сестре Лене - она преподает в начальных классах. Когда бываю дома, с удовольствием сижу с ней за ученическими тетрадками. А Лена иногда сожалеет, что не занялась всерьез спортом.
- Футболом по-прежнему интересуетесь?
- Сейчас смотрю только чемпионаты мира и Европы. Мне нравится как бразильцы играют. Наши команды заметно уступают в мастерстве грандам европейского и мирового футбола. Чего не хватает российским футболистам? Думаю, профессионализма, в первую очередь. По-моему, они больше думают о деньгах, чем о самом футболе, о победах, которые надо, извините, вырывать зубами.
- Свободное от тренировок время как проводите?
- По-разному. Чаще всего - за книгой.
- И каким писателям отдаете предпочтение?
- Сегодня это Пауло Коэльо, Куатье… Но вообще-то я русскую классику обожаю. Столько всего хочется прочитать, а времени не хватает.
- Учитесь где-нибудь?
- В Курском политехническом университете на юридическом факультете.
- Это означает, что в спорте вы не останетесь?
- Об этом рано еще говорить. Я же только делаю первые шаги в большом спорте. Но понимаю, что рано или поздно приходится завершать карьеру. Поэтому стремлюсь получить хорошее образование, чтобы уверенно чувствовать себя в обычной жизни.
- Вас можно назвать рукодельницей?
- Возиться на огороде, выращивать цветы - для меня одно удовольствие. Думаю, я могла стать неплохими цветоводом или садоводом. К сожалению, дома бываю редко. На кухне мне лучшего всего удаются пироги. Может быть, потому, что я обожаю сладкое. Вязанием занимаюсь с удовольствием. Только возникает все тот же вопрос: где времени на все взять?
- Ваша мама говорит, что ей никогда не приходилось вас уговаривать помочь дома по хозяйству. Вы просто безотказная, иногда сразу после тренировки спешите на огород. Неужели не устаете в зале, ведь вы там тонны железа перелопачиваете?
- Вам это может показаться странным, но, копаясь в огороде, забываю об усталости. Здесь, на свежем воздухе, я дышу полной грудью…
- У вас есть заветное желание, которое хотелось бы немедленно осуществить?
- Хочу научиться плавать.
- Вы уже успели повидать белый свет. Где бывали за рубежом?
- В Австрии, Болгарии, Канаде - там, в Ванкувере, проходил чемпионат мира-2003, Словакии, Швеции… Кое-что видела - красивая жизнь, ничего не скажешь. Только я свое родное Коноково не променяю ни на какой Ванкувер. У нас в Коноково даже воздух особенный - так легко дышится! Я - патриотка, я - домашняя.
- В Катаре вы стали абсолютной рекордсменкой Европы, в Софии - чемпионкой Европы. Если сравнить эти два достижения?
- Рекорды, конечно, греют душу - они свидетельство творческого прогресса, но победа важнее. Это - пик, который стремится покорить каждый спортсмен.
- О чем мечтает чемпионка Европы и обладательница бронзовой медали мирового первенства, какие у нее планы?
- С Нового года все свои усилия мы с папой сосредоточим на подготовке к Олимпийским играм-2008 в Пекине. Олимпиада в Поднебесной - наша главная цель. Уже решено: перехожу в новую весовую категорию - до 63 килограммов. Там тоже очень сильная конкуренция. В Европе и в России нет равных Свете Шимковой, в мире пока лучшая Павина Тонгсук из Таиланда, она в Катаре это доказала, установив три мировых рекорда: в рывке (116), в толчке (140), ну и, естественно, в двоеборье (256). Но до Пекина еще много воды утечет. Ситуация быстро меняется. На Олимпиаде-2004 в Афинах первые три места заняли спортсменки Украины и Белоруссии. В Катаре олимпийская чемпионка украинка Скакун со своими 242 килограммами заняла только третье место. А медали мирового первенства-2005 завоевали, помимо Тонгсук, Светлана Шимкова, набравшая 247 кг, и китаянка Лю Ся - 238. Уверена, к 2008-му результаты стремительно уйдут вверх. Сегодня 256 килограммов - это мировой рекорд, а в Китае этого выдающегося результата может не хватить и для бронзовой медали.
- Вас это не пугает?
- Раззадоривает. Я же спортсменка и, вдобавок ко всему, - оптимистка.
Виктор Доброскокин