поиск по сайту
Гандбол. Суперлига. Женщины. Тет-а-тет

Татьяна Житарюк: «Пора остепениться. Краснодар - идеальный вариант»

Кадровые проблемы, что в прошлом сезоне ворохом обрушились на «Кубань», сходят на нет темпами впечатляющими и обнадеживающими. Одним из последних приобретений краснодарок стала линейная Татьяна Житарюк. Опытная. Высокорослая. Умеющая играть в защите. Словом, очень похожая на того самого игрока, которого в прошлом году так не хватало краснодарскому клубу.
В «Звезду»? Нет, в «Кубань»
- Таня, как после АГУ-АдыИФ вы оказались в «Кубани»?
- История эта началась в 2004 году, когда выяснилось, что у меня травма. Повреждение давнее, я его еще в екатеринбургском УПИ заработала. Травмировала колено. Тогда сказали: «У тебя все нормально». На фоне постоянных нагрузок я и не заметила, что это совсем не так. Что у меня, ни много ни мало, порвана передняя крестообразная связка на колене…
- И вы с порванной крестообразной связкой отыграли два года?!
- Почти. В прошлом сезоне нагрузки чуть снизились, колено стало болтаться. А доктора посмотрели и ахнули: тебе же, мол, операция нужна! Нужна, так нужна. Сделали. Полгода восстанавливалась. А потом в Майкопе меня огорошили: «Ты нам больше не нужна…»
- Какой был смысл в том, чтобы ждать вашего восстановления, а потом сказать «нет»?
- Не знаю. И никто не знает. Я планомерно готовилась ко второму этапу чемпионата, была уверена, что смогу в нем сыграть. Но…
- «Кубань» была единственным вариантом продолжения карьеры?
- Нет. Анатолий Скоробогатов (главный тренер «АГУ-АдыИФ» - Прим. А.Т.) договорился вроде бы, чтобы меня взяли в звенигородскую «Звезду». Тамошний «главный» Виталий Крохин действительно меня звал, но я не поехала.
- Почему отказались?
- Хотела разобраться, что же все-таки произошло в Майкопе. И осталась на какое-то время в столице Адыгеи. Чемпионат, между тем, шел своим чередом. В гости к «АГУ-АдыИФ» пожаловала краснодарская «Кубань». Александр Тарасиков поинтересовался, почему сижу на трибуне, и… пригласил в свою команду.
- Это было задолго до конца прошлого сезона. Почему же вы появились в Краснодаре лишь летом?
- Изначально шел разговор о марте-месяце. Но у меня до конца года действовал контракт с майкопским клубом, а досрочную «вольную» мне не дали.
Не в Москве, так в другом мегаполисе
- На какой срок рассчитан ваш контракт с «Кубанью»?
- Пока на год. А там посмотрим.
- С каким настроем приехали в Краснодар? Собираетесь остаться здесь надолго?
- Давайте будем реалистами: до ста лет я играть не буду. Пора бы уже где-то осесть, «пустить корни». А то уже столько поездила по России…
- То есть Краснодар как раз то место, где можно остановиться?
- Получается, так. Из Москвы уехала, так хоть в другом большом городе поживу.
- В «Кубани», наверное, немало старых знакомых?
- Конечно! Люду Пазич я вообще с пятнадцати лет знаю. Давно знакома со Светой Смирновой и Аней Курептой, а с Элей Житловой мы даже поиграли вместе за АГУ-АдыИФ. Правда, совсем чуть-чуть.
- Какими же судьбами вы с Пазич пересекались в столь раннем возрасте?
- Дело было в суперлиге чемпионата России. Я уже с пятнадцати лет стала играть за московский «Луч» - вот тогда-то впервые и встретилась на площадке с Людмилой Пазич. В то время мне повезло застать мастеров высочайшего класса, играть с которыми было очень интересно. Да, очень повезло. Сейчас таких практически нет.
Шесть лет «на Колыме»
- Хоть вы так рано и угодили в столичный клуб, родом Татьяна Житарюк не из Москвы. А из другой столицы - Молдавии…
- Именно в Кишиневе я и начинала заниматься гандболом. Тренировалась у семейной пары - Ивана Ивановича и Веры Андреевны Кунец. Там существовал спорткласс, из которого, кстати, вышел и игрок сборной России Вячеслав Горпишин.
- Начинали в качестве линейного?
- Нет, поначалу играла больше в задней линии. А вот в Москву меня брали как раз на позицию линейного.
- В «Луче» вы провели шесть лет. Счастливых?
- Хорошие были годы. Очень скоро я стала игроком основного состава. Все просто: старшие разъехались, и наш дубль едва ли не в полном составе перешел в основу. Тем не менее, мы неплохо шли. Все время в шестерке, а после распада СССР даже на третьем месте оказались. Но произошло это искусственно, и медалей мы не получили.
- Почему же решили променять «Луч» на екатеринбургский УПИ?
- По дурости своей. Молодая была, глупая. Переклинило что-то в голове, вот и поехала. И провела шесть лет «на Колыме»… (Смеется)
- В Екатеринбурге вы отыграли с 1996 года по 2002-й. Выходит, понравилось?
- Привыкаешь. Ко всему привыкаешь. Да вообще-то там и неплохо было - до тех пор, пока девчонки не стали уезжать. Увы, деньги у клуба начали подходить к концу. А вы же знаете, как сегодня: денег нет - и до свиданья! Кроме того, с квартирами игрокам какая-то странная история случилась. Их выкупили, потом второй раз продали… В общем, непонятно.
- Может, квартира-то и была причиной вашего переезда на Урал?
- Это разве что так, до кучи. Квартира не была главной причиной.
- И как, кстати, разрешился у вас «квартирный вопрос»?
- По решению суда она моя. А фактически - нет. В общем, сложная ситуация. Там восемнадцать квартир, и кому они принадлежат - неясно.
- Итак, в 2002-м вы переехали в Майкоп.
- Султан Джанчатов меня и раньше-то звал, но я все отказывалась. А тут - согласилась. Увы, спустя год Султан Мосович ушел из жизни…
- Еще через год проявилась и злополучная травма. Каким образом?
- Дело было в матче с питерским «ТРЭМПом». Я в прыжке бросала по воротам, а соперница толкнула меня в спину. Да такой резкий получился толчок, внезапный! Боль в колене почувствовала еще в воздухе. Ну а что было потом, вы знаете…
Счастливое Велико Тырново
- Помимо клубных достижений у вас есть немногочисленные, но яркие победы в составах различных сборных. К примеру, золото молодежного чемпионата мира-93 в Болгарии…
- Проходил он в городе Велико Тырново. Кстати, забегая вперед. Студенческий чемпионат мира-96, где мы тоже выиграли, проходил в том же городе! Такое вот счастливое для меня местечко - Велико Тырново.
- Как впечатления от турнира?
- Обалдеть! Помню, в финале встретились с болгарками. Поддержка у них была потрясающая: барабаны, трубы - мы друг друга не слышали. Первые десять минут мяч в мяч прошли. Но постепенно мы переломили ход борьбы в свою пользу, и все притихли. В итоге победили с перевесом в семь мячей. Потом - празднование, награждение, гимн России… Когда гимн слышишь, просто слезы прошибают.
- Это был первый ваш выезд за рубеж?
- Ну что вы! Впервые я съездила за границу еще в 1990 году - с «Лучом» в турне по Франции. Вот так-то.
- Тогда понятно. Болгария после Франции не такая уж и заграница…
- Все равно интересно. В Болгарии все дешево, фруктов много… Почти как в Молдавии.
- Несколько слов о студенческом чемпионате мира-96. Как вы попали в сборную?
- Сама не знаю. Очень удивилась, когда ее тренер - Левон Акопян - позвал на сбор в Волгоград перед первенством Европы. Приехала далеко не в лучшей форме, и на чемпионат Старого Света не попала. Зато на мировое первенство меня потом вызвали…
- Студенческий чемпионат мира - серьезный турнир?
- Это соревнование хорошего среднего уровня. Команда у нас по составу была будь здоров, но посражаться все равно пришлось. Особенно в решающем матче со сборной Польши. Но - выиграли!
- Между прочим, как сейчас дела в Молдавии? Вы же, наверное, нередко на родине бываете?
- Раз в год стараюсь в Кишинев наезжать. Там ведь вся моя семья живет, как-никак! Ну, а что в стране происходит? Разруха. Почти все население работает за рубежом. Мужской гандбол есть, а вот женский, вроде бы, погиб. Поэтому я очень удивилась, когда из «Независимой спортивной газеты» узнала, что какая-то молдавская команда участвует в еврокубках. Как там ее название? «Баракуда», по-моему…
- Гражданство у вас российское?
- Чистой воды. Я - единственная россиянка в семье.
Надежда на «Кубань»
- Итак, у вас есть два «золота» - молодежного и студенческого чемпионатов мира. «Взрослых» медалей пока нет?
- Нет. Но в этом плане надежды еще остаются.
- На «Кубань»?
- Естественно.
- В «Кубани» образца прошлого года очень не хватало высокорослых защитниц. Как у вас с действиями в обороне?
- В Москве больше внимания уделяла как раз защите. А в Екатеринбурге, честно говоря, вообще несколько сбавила обороты. Доигрывала на том багаже, что уже имела. Команда не претендовала на серьезные места, мотивации особой не было… Тренировались все в свое удовольствие. То ли дело АГУ-АдыИФ или «Кубань»: здесь уже никакой слабинки себе не позволишь.
- В общем, сейчас тренируетесь с настроением…
- Само собой! За последний год соскучилась по большому гандболу, желание играть бьет через край. Хочется-таки добиться чего-нибудь серьезного. В «Кубани»…
Антон ТИХИЙ