поиск по сайту
Футбол. Премьер-лига. В фокусе внимания

Донской тихоход забрел в тупик

Удивительная и по-своему уникальная история произошла с известным форвардом Михаилом Ашветия. Дело, между прочим, не в том, что грузинский легионер прислан из респектабельного, решающего самые высокие задачи «Локомотива», в тонущий «Ростов», не в том, что его обидно обменяли по неведомым причинам на совершенно незабивного малавийца Каньенду, наконец, не в том, что он с первоклассной базы чемпионов страны угодил в клубный домик на курьих ножках, который базой зовется по чистому недоразумению. Все это, по знаменитому Карлсону, дело житейское. Суть в ином - Ашветия приехал из Москвы в распоряжение главного тренера Геннадия Степушкина, дней через десять вместе с командой слушал наставления его сменщика Валерия Петракова, а еще через три матча при новой перестановке на командном посту - Сергея Балахнина.
Три главных примерно за месяц - наверняка и перебор, и рекорд, точнее, антирекорд.
Если приход Валерия Петракова и в местных футбольных кругах, и за пределами Дона был воспринят нормально - Геннадий Степушкин явно работу завалил, а за плечами Валерия Юрьевича авторитет в лице крепко слаженной «Томи» и достаточно боеспособной «Москвы», то в одночасье внезапный уход вызвал как недоумение, так и раздражение - теперь «Ростову», загнанному в тупик, похоже, рассчитывать не на что. Причем иные болельщики на вероятнейший выход из премьер-лиги уже махнули рукой, но вопрос теперь стоит принципиальней и глубже - уцелеет ли тогда команда, не ждет ли ее печальная судьба «Текстильщика», «Жемчужины», Черноморца», основания для чего ой какие есть.
Сначала о ростовской, скажем так, «тренерской ветренности». С 92-го по 2000-й года в тогдашнем «Ростсельмаше» смена у штурвала произошла лишь однажды - Энвера Юлгушова на Сергея Андреева. Итог чему - 6-е место (сезон-98), лучшее для Дона в росийских чемпионатах, затем 7-е, о чем сейчас можно лишь мечтать. Карусель закрутилась с конца того самого 2000-го:
2001 - Сергей Балахнин, Анатолий Байдачный (12-е место).
2002 - Анатолий Байдачный, Сергей Балахнин (11-е).
2003-2004 - Сергей Балахнин, Виталий Шевченко, Сергей Балахнин (12-е).
2005 - Геннадий Степушкин, Валерий Петраков, Сергей Балахнин (?).
С чем связано безусловное падение «Ростова»?
Думаю, здесь сошлись в одну точку три основополагающих фактора.
Первый - примерно с 2000-го полная переориентировка с творческого начала на коммерческую. Причем в худшем варианте «футбольного капитализма». Раньше, к примеру, Ростов точечно приобретал незаурядных мастеров, таких как Илья Близнюк, Олег Пестряков, Владислав Прудиус, Игорь Ханкеев, Юрий Матвеев, тщательно присматривался к иным подающим надежды, скажем, к Дмитрию Кириченко, кого в соседнем таганрогском «Торпедо» Сергей Андреев и его помощник Александр Андрющенко, люди с добротным игровым вкусом, наблюдали не раз и не два, укреплялся успевшими вволю поиграть, тем не менее, не утратившими азарта москвичами Дмитрием Градиленко, Алексеем Гущиным, Сергеем Колотовкиным, крепкими, на уровне сборной литовцами Тадасом Гражюнасом и Артурасом Фоменко, то теперь шлюзы распахнулись для едва ли не дюжины африканцев, целой когорты южноамериканцев, грузин, в последнем наборе марокканцев и латышей. Характерно, что почти из двух десятков приобретенных игроков толковыми оказались лишь южноафриканец Бут, уругваец Перес, посланец
Латвии Колинько, марокканец Баги, сейчас наши Бузникин и Орлов. Остальных брали не с прицелом укреплять слабые позиции, больше - на дальнейшую распродажу.
Характерен недавний пример с защитником Чарльзом. Его привезли из «Крыльев Советов», похоже, в виде компенсации за ранее проданного туда очень и очень неплохого Бута, за кого самарцы полностью не расплатились, дали сумасшедшую рекламу, мол, новобранец еще сильнее Бута, президент клуба велел ставить его даже в основу, чтобы тот «засветился» в «вышке»… Увы, несчастный Чарльз не подходил по классу даже дублю. Зачем брали, зачем платят солидную контрактную зарплату, относительный секрет из секретов.
Второй - провальная клубная политика и авторитаризм президента «Ростова» Ивана Саввиди. Последний взял штурвал на себя, но, к сожалению, управлял не твердой рукой, а по-дилетантски антипрофессионально. В частности, подмяв своим, в общем-то, незаурядным характером тренерскую волю. И если местные специалисты терпеливо все сносили, приезжие, более независимые, таким же образом во фронт не вставали. Что былой табачный магнат не терпел.
Стоит заметить, Иван Игнатьевич, в принципе, видел «Ростов» взлетным, даже ранее ставил перед ним задачу пробиться в еврокубки. Для чего пытался пригласить тренеров-звезд типа румына Йорданеску, украинцев Блохина, Прокопенко, москвича Игнатьева. Те, несомненно, наведя какие-то справки, быстро оценив как дух в клубе, так и базовую нищету, интеллигентно отказывались.
Третий - сама квалификация местных специалистов, кому поручалось тянуть воз. То есть они, возможно, и способны на многое, но при селекции получая материал не тот, что нужен, а что выгоден для дальнейшей коммерции, раскрыть истинные свои способности никак не могли. Правда, если Сергей Балахнин, не хватая турнирных лавров, тем не менее, сумел в эпизоде довести «Ростов» до финала Кубка России, в творческой конкуренции побеждать порой Валерия Газзаева, Властимила Петржелу, не уступать Юрию Семину, то Геннадий Степушкин ни в чем подобном замечен не был. Именно с ним впервые за всю историю футбольный Ростов в стыках с московскими командами (один из негласных критериев истинного мастерства) получил к середине второго круга в комплексе полный ноль и лишь один (один!) забитый им мяч.
Почему в нынешней катастрофической ситуации выбор Ивана Саввиди пал на Сергея Балахнина, а сам Балахнин, снятый президентом до того три раза, полез, будем откровенны, в петлю?
По Саввиди все понятно - проверенно послушный Сергей Николаевич, а не жестко ставящий требования по срочному доукомплектованию и прочему Валерий Петраков, ему удобен. Сложнее с самим Балахниным. Ибо на что ему надеяться, знает один Бог, а чья при исходе из элиты в конце осени голова полетит - секрет Полишинеля.
Нам остается обнародовать календарь оставшихся игр «Ростова» (исходный момент - последнее место, 12 очков, 4 очка отрыв от впереди идущего аутсайдера) и прикинуть его хоть какие-то шансы.
20 августа. «Ростов» - «Москва» (в первом круге 0 очков).
27 августа. «Ростов» - «Рубин» (1).
10 сентября.«Ростов» - «Амкар» (0).
18 сентября. «Ростов» - «Локомотив» (0).
25 сентбяря. «Динамо» - «Ростов» (0).
15 октября. «Терек» - «Ростов» (3).
23 октября. «Ростов» - «Томь» (3).
30 октября. ЦСКА - «Ростов» (0).
6 ноября. «Ростов» - «Крылья Советов» (1).
19 ноября. «Зенит» - «Ростов» (0).
Конечно, теоретически все может статься. Хотя мы сейчас имеем дело с совершенно ошалевшими от стремительных руководящих перемен игроков, несбалансированным ансамблем, полным отсутствием победного куража. Чем «Ростсельмаш»-«Ростов» всегда славился.
Евгений Серов, Ростов-на-Дону