поиск по сайту
Футбол. Чемпионат ЮФО

Юрий Кокоев: вторая попытка покорить Новороссийск

Этот нападающий сразу же обратил на себя внимание искушенных и привередливых новороссийских болельщиков. В матчах с «Владикавказом» и «Кавказкабелем» он забил в ворота соперников по два мяча. Столько же и в товарищеском матче с калужским «Локомотивом». Хотя преспокойно мог оформить в той встрече и хет-трик. Но, находясь в очень выгодной позиции, сделал передачу Афанасьеву, и тот закатил мяч в пустые ворота. Не жадный, получается, форвард, коллективный игрок. Юрию 25 лет, но повидал он в своей футбольной жизни немало.
- Родился и вырос я в Цхинвали, - рассказывает Кокоев. - Там и начинал играть в футбол. Первым моим тренером был Инал Окроевич Гагиев. А когда мне исполнилось 12 лет, поехал в Москву, поступил в знаменитую торпедовскую школу ФШМ. Команда у нас была боевая. Становились даже чемпионами Москвы, опередив «Спартак», ЦСКА, «Динамо». В 1996 году заметили меня и тренеры юношеской сборной России, которую тренировали Леонид Пахомов и Сан Саныч Кузнецов. Мы готовились под их руководством к отборочным матчам первенства Европы, участвовали в нескольких международных турнирах - в Португалии, на Мальте. Все так прекрасно начиналось. Но затем по семейным обстоятельствам мне пришлось уехать во Владикавказ. После чего в сборную больше не вызывали.
- А в профессиональном футболе когда дебютировали?
- На следующий год. Первым моим профессиональным клубом был анапский «Спартак», игравший во второй лиге. А еще через год поступило приглашение от «Алании». Для меня, 18-летнего, это было пределом мечтаний. Руководил командой тогда Валерий Георгиевич Газзаев.
- Играли, небось, за дубль?
- В основном, да. Но никогда не забуду и свой первый матч в высшей лиге. Дебют состоялся во встрече с «Ротором». Наша команда вела со счетом 3:0. Тут Валерий Георгиевич подзывает меня и говорит: «Вперед, сынок!» Пусть всего десять минут провел на поле, но воспоминания остались на всю жизнь. А в конце сезона получил обидную травму - повредил паховые кольца, сделали операцию. Пропустил предсезонные сборы. Газзаев оставил меня в команде, сказал: «Будем работать дальше». Но я-то прекрасно понимал, что пробиться в основной состав «Алании» почти невозможно. И поэтому попросил Газзаева отпустить меня в «Автодор». Он отпустил. Однако в «Автодоре» не сложилось. Вновь получил травму, и сезон 1999 года для меня пропал. А по окончании сезона, когда вылечился, решил попробовать свои силы в «Черноморце».
- Так, выходит, это уже вторая ваша попытка покорить Новороссийск?
- Получается, что так. Но первая оказалась неудачной. Прошел с «Черноморцем» сборы, после чего мне объявили, что я свободен. Чем-то, видимо, разочаровал тренеров новороссийской команды. Тогда я отправился искать счастье в Сочи - в «Жемчужину», которая выступала в первой лиге. Там я, в общем-то, пришелся ко двору. Это был, пожалуй, один из лучших моих сезонов. В основу подпускать, естественно, стали не сразу. Еще бы: в нападении у «Жемчужины» в то время играли такие асы, как Гогричиани, Сулейманов. Но вот играем в Туле с «Арсеналом», прошло всего 20 минут - а мы «горим» со счетом 0:2. Тогда Арсен Юльевич Найденов и выпустил меня на поле. Матч тот мы все же проиграли, но я свой гол забил. После чего Найденов стал уже постоянно выпускать меня в стартовом составе. А потом снова приключилась беда. Играем дома с «Томью». Я подхватил мяч в середине поля и что есть сил рванул к воротам соперника. А сзади кто-то из защитников томичей подтолкнул меня в спину. И я со всего маху рухнул на землю, сломал ключицу. Сочинские медики сделали операцию, какую-то железяку в плечо поставили. Сказали: до ста лет с ней играть будешь. Тренировался и даже играл иногда. Но плечо не переставало болеть. Тогда мне посоветовали обратиться к врачам из новороссийского военного госпиталя. Они когда увидели все это, в ужас пришли: «И с этой железякой ты почти полгода играл?!» Прооперировали, подлечили и я спустя некоторое время вновь вернулся в футбол. Правда, к тому времени «Жемчужина» уже вылетела во вторую лигу, и я испытываю даже какую-то вину, что ничем не мог помочь команде.
- И куда после этого судьба вас забросила?
- В Сибирь. Получил приглашение от «Динамо-Кузбасса» из Кемерово. Перед командой была поставлена задача выхода в первую лигу. А мне такие высокие цели всегда нравятся. Но в первый сезон мы в первую лигу не пробились, заняли в своей зоне лишь четвертое место. В Кемерово начал и сезон 2002 года. Стартовали, надо сказать, неплохо. Но когда областные власти увидели, что шансов на выход в первый дивизион больше у «Металлурга-Кузбасса» из Новокузнецка, нам резко урезали финансирование. Команда была расформирована и снялась с соревнований. Вернулся во Владикавказ, пошел играть в «Автодор». До конца 2003 года выступал за эту команду. Хочу сказать огромное спасибо Гизи Керашвили, который поддержал меня в трудную минуту.
- Минувший сезон вы провели в ставропольском «Динамо». Как возник этот вариант?
- Опять-таки благодаря Керашвили. Он посчитал, что мне не следует топтаться на мечте, нужно расти. В Ставрополе понравилось, прежде всего, то, что команда ставила перед собой высокие задачи. Меня в команду взяли. И даже после того, как в «Динамо» пришел главным тренером Сергей Николаевич Юран и произвел соответствующую «ревизию» состава, меня оставили.
- Вы уж извините, но я, копаясь в статистических материалах, что-то не нашел фамилии Кокоева среди лучших бомбардиров «Динамо»…
- Потому, что редко выходил на поле в основном составе. Юран привык играть с одним нападающим. Предпочтение отдавалось Лужникову, который в итоге и стал лучшим бомбардиром зоны «Юг». А я был, как говорится, на подхвате. Но это, в принципе, не самое главное. Команда потихонечку набирала очки, уверенно обеспечили себе первое место, а потом мы немного расслабились и проиграли две встречи. Но на то были довольно веские причины.
- Какие, интересно?
- Перед началом сезона губернатор области Черногоров поставил перед нашей командой задачу выхода в первый дивизионе. Мы верили Сергею Николаевичу до последнего момента. Даже тогда, когда сезон уже закончится и нам полагался отпуск, все сидели в Ставрополе и ждали своей участи. И лишь узнав, что Юран один из всего коллектива получил расчет и «втихаря» покинул Ставрополь, ребята начали разъезжаться. Так и не получив положенных им за работу денег. А команда у нас была и впрямь хороша. Помимо победы в зональном турнире, мы ведь в Москве еще и финальный турнир среди команд-победительниц второго дивизиона выиграли.
- Как все это новороссийцам до боли знакомо. Вот уж поистине товарищи по несчастью. Буквально один к одному. Не страшно было ехать в Новороссийск, зная, что и в нем в прошлом году произошла аналогичная история?
- Я думаю, то, что случилось с «Черноморцем», просто какое-то недоразумение. До сих пор не понимаю, как так несправедливо могли поступить со столь именитой командой. А поехал я в Новороссийск потому, что верю: «Черноморец» обязательно вернется в большой футбол. И я сделаю все от меня зависящее, чтобы уже в этом году новороссийская команда вернула себе профессиональный статус.
- Слышал, что и играющий тренер «Новороссийска» Альберт Догузов повлиял на ваше решение о переходе в команду?
- Скрывать не буду. Мы с Альбертом Асхаровичем родом из одного города. Давно знаю этого человека, глубоко его уважаю. И хотя у меня были предложения из нальчикского «Спартака», других клубов, я не мог отказать Догузову в просьбе помочь его родной команде. Так уж у нас принято.
- И каковы ваши первые впечатления о ней?
- Насколько мне известно, собирали ее на скорую руку. Но состав подобрался неплохой. Правда, настоящей игры пока нет. Я надеюсь, что новороссийские болельщики простят нас за тот сумбур, который им порой приходится наблюдать на поле. Все со временем придет - в этом я убежден на сто процентов.
- Свою игру в первых матчах как оцениваете?
- На «троечку» - не больше. Очень много выгодных моментов не использовал. По моим подсчетам, не четыре гола должен был забить в этих двух матчах, а восемьдесять. Хорошо еще, дома играем при такой мощной поддержке зрителей. На выезде соперник столько шансов нам может и не предоставить Я прекрасно все это понимаю. И поэтому буду работать над ошибками.
Андрей КОСТЫЛЕВ, Новороссийск