поиск по сайту
Шахматы. Аэрофлот OPEN-2005

Виталий Цешковский: «На «Аэрофлот» больше не поеду. Не понравилось»

Какой-то роковой ресторан «Васильевский» для Виталия Цешковского, ей Богу. В суперфинале чемпионата России он играл далеко не хуже всех, однако уступил в ряде почти выигранных партий. Самого Каспарова по лезвию ножа провел! На «Аэрофлот Open-2005» история повторилась. Хотя и с более приемлемым с точки зрения набранных очков результатом.
- Виталий Валерьевич, в каком состоянии вы подошли к турниру?
- В весьма неважнецком. Из-за сильного снегопада отменили рейс на Москву, и добираться пришлось больше суток. В итоге я опоздал на партию и фактически ночь не спал. Правда, мое игровое время не шло: судья задержал начало партии.
- И как прошла стартовая партия? Кто стал первым соперником?
- Турнир для меня начался со странного, непонятного эпизода. В партии с Кришнаном Шашикиряном (вторым после Ананда индийским гроссмейстером) у нас стояла объективно ничейная позиция. Вдруг стрелки часов у меня стали крутиться с бешеной скоростью, и не успел я опомниться, как флажок упал. Поражение… Я был столь уставшим, что просто махнул рукой на часы и ушел к себе в номер. Прихожу на следующий день и вижу, что в таблице у меня стоит «единичка»! То есть победу мне засчитали. Пытался выяснить у судьи (который, как я слышал, за мою партию получил серьезный нагоняй), что произошло, но ответа так и не добился. Очевидно, у Шашикиряна время закончилось еще раньше - другой причины я просто не вижу.
- Кто оказался вашим соперником во втором туре?
- Краснодарец Павел Трегубов. С ним мы сыграли вничью, и получилось, что я за день полтора очка приобрел!
- Третий тур…
- На третий день я «выпустил» Мотылева из сложной позиции. Ничья. Да не только выпустил, а еще и рассказал ему о своих задумках в русской партии. В последнем туре он воспользовался моим советом и выиграл у Бологана без борьбы.
- На четвертый тур пришлось ваше первое поражение. По игре?
- Александру Халифману уступил в партии, где должен был побеждать. Позиция у него была проигранная, но я сыграл безобразно. Наверное, еще отходил от тяжелой дороги.
- Потом дела стали налаживаться?
- В пятом туре победил эстонца Яна Эльвеста, потом сыграл вничью в хорошей партии с Тимофеевым. Правда, с Тимофеевым вновь мимо выигрыша в один ход прошел. В седьмом туре выиграл у Смирнова важную партию и вышел на очень даже выгодные «плюс два». В предпоследнем туре имел лишнюю пешку и отличную позицию с Владимиром Акопяном. Совершил грубейшую позиционную ошибку, задумался, но было поздно. Получалась ничья. Нет же, я предпочел «зевнуть» фигуру и проиграть! Расстроился и в партии заключительного тура с выступающим за Германию Аркадием Найдичем уже не играл, а «шлепал». Умудрился «зевнуть» в один ход ферзя и мгновенно уступил.
- Да, от места в «призах» вас отделяли какие-то несколько ходов!
- Увы, увы. В итоге же получилось, что выиграл только в рейтинге, а во всем остальном - проиграл. Но, честно говоря, в партии с Акопяном я больше думал не о позиции, а о том, как они сегодня играют. Вице-чемпион мира после двадцати ходов получает проигрышную позицию! Хотел меня поймать и сам попался в собственные сети.
- И все же соперники вам попадались более чем достойные…
- Средний рейтинг - около 2650 пунктов. Поэтому с каких-то позиций можно было бы и радоваться итоговым четырем с половиной очкам. Но способен-то я был на куда большие подвиги!
- Что скажете об организации «Аэрофлота-2005»?
- Мне многое не понравилось. Места, оказывается, распределялись по цвету фигур, суммы призовых неизвестны… Да и «прелести» швейцарской системы я в полной мере на себе ощутил. Как попал на волну рейтинговых шахматистов, так с ними до самого конца и играл. Словом, больше участвовать в «Аэрофлоте» не буду.
- Играли там же, где проходил суперфинал чемпионата России?
- Нет, не совсем. В другом зале.
- Может быть, для вас аура в ресторане «Васильевский» неподходящая? Слишком уж много невынужденных ошибок вы в нем совершаете…
- Мои ошибки были в основном возрастного характера. Плюс к тому - плохое физическое состояние. Дорога, конечно, ужасно выбила из колеи. Но можно много жаловаться на состояние, формулу турнира, дорогу или еще что-то - главное другое. Никогда нельзя проигрывать выигранные партии.
Антон ТИХИЙ