поиск по сайту
Легкая атлетика. Ностальгия

Наталья Гетьман: ее рекорду двадцать лет

Выбор дальнейшего пути в дебюте карьеры часто решает случай. А вот у прыгуньи в высоту Натальи Гетьман все решило… чудо.
- Да, именно так. Оно предстало передо мной в огненно-рыжей гриве волос, редкой по той поре моднющей джинсовой юбке и какой-то необычайной кофточке, - вспоминает Наташа, - чудо именовалось тренером по легкой атлетике Марией Павловной Поддубновой, в нее я влюбилась с первого взгляда и сразу же готова была идти с ней в огонь и воду.
Обошлось без огня - тренировочной ареной назавтра стал сектор и дорожки стадиона. С водой оказалось сложнее. Мне всегда грезилось и грезится море. С детства я, выросшая в Причерноморье, в Абрау-Дюрсо, его не то что любила - обожала. И сейчас, когда появляется возможность, не упускаю шанса вновь с ним повидаться. Понятно, мечталось стать пловчихой, всех побеждать на водной дорожке. Когда семья переехала в Краснодар, моей спортивной альма-матер стал бассейн «Динамо». Вроде что-то получалось, да вот в судьбу вмешалась Мария Павловна. Вмешалась счастливо, я по прошествии многих лет ни о чем не жалею, вот только, тогда, занимаясь «легкой», нередко сбегала с занятий, приходила в бассейн и долго-долго в раздумье там сидела.
В группе Поддубновой среди других партнершей Натальи была Ира Мушаилова. К тому же она училась в одном классе с Дмитрием Шевченко, Леонидом Волошиным, великая Людмила Брагина советовала ей всерьез заняться «полторашкой». Дух «королевы спорта» захватил, плавание же, уйдя на второй план, осталось в памяти несбывшейся надеждой.
Что касается надежд сбывающихся, то это мастерская норма 183 сантиметра на состязаниях в Харькове и рекорд Краснодара для 18-летних - 185. Установленный в 85-м, он «жив» еще и поныне.
Наташу в секторе отличало редкое, скажем так, нахальство. Она в эпизоде могла заказать, допустим, при своих еще предельных 183 начальную высоту 180. Тренеры крутили пальцем у виска, она же тем как раз окрылялась. Так, к примеру, произошло в Каунасе на юниорском чемпионате Советского Союза. Кубанская прыгунья под иронические улыбки сразу обозначила первый рубеж в эти самые 180, их взяла, далее прибавила еще 3 сантиметра, с чем и стала второй в стране.
Три сезона Наталья Гетьман входила в сборную Союза.
- Чем больше всего запомнились те годы? Да возможностью тренироваться рядом с легендарной Тамарой Быковой! Впервые попала с ней на сбор в Эшерах и очень волновалась. А Тамара оказалась на редкость добрым и приветливым человеком, отнюдь не подчеркивающим своей звездности. Помню самое начальное впечатление. С нас, прыгуний, самый строгий спрос за вес, точнее, его излишек. Меня как раз и поразило, что Быкова приехала в Эшеры с большой проблемой в этом вопросе. Тем не менее, на наших глазах скоро привела себя в идеальный порядок.
- Чем Тамара брала?
- Она твердо знала, чего хочет добиться и как, ее отличали стальная, без преувеличения, воля, редкая уверенность в себе. И умение не пасовать перед невзгодами. Ведь ее дважды отчисляли из сборной, она дважды ломала ногу - все равно возвращалась в сектор.
- Где вы прыгнули выше всего и в некотором роде через саму себя?
- На первенстве Московской области в декабре-86, планка покорилась на высоте 187.
Сам по себе спорт многообразен. Есть в нем звезды первой величины, чьи имена на слуху, есть их соперники и соперницы, сражавшиеся на аренах рядом, тем не менее так громко о себе не заявившие. И им слава и почет, ибо без конкуренции с ними не было бы, возможно, и того звездного взлета.
- Наталья, вы считаете, ваша спортивная жизнь удалась?
- Почему нет? Хотя не довелось стать чемпионкой, об Олимпиадах лишь грезилось, пусть и попадала в ряды самых перспективных юниорок с прицелом на Игры. Мой высший подвиг - серебро на чемпионате России, уже на сходе. Все равно, в общем строю советских и российских высотниц рядовой не была, имела счастье работать рядом и общаться с теми же Людмилой Брагиной, Тамарой Быковой, Димой Шевченко, Леонидом Волошиным, Ирой Мушаиловой, до сих пор дружу с неподражаемой бегуньей, олимпийской чемпионкой Светланой Мастерковой. Вообще, большой спорт как таковой - это образ жизни, пробыть в нем полноправно тоже счастье, данное не всякому. Что следует ценить.
- Избранные вами прыжки в высоту - по-своему преодоление земного притяжения. Они, похоже, в таком плане определяют тем, кто им верно служил и служит, особую жизненную хватку. Вы согласны?
- В общем, да. Ведь какую-то планку всегда приходится брать раз за разом. В бытовой круговерти это особо не замечается, а ведь это действительно так.
Сейчас Наталья Гетьман живет в Ростове, на родине мужа Эдуарда Переверзева, того самого, кто в свою пору первым из советских барьеристов победил американцев на их коронной дистанции 110 метров, причем в самой Америке, что тогда вызвало невероятный фурор. А вот дочь Аня, как ни удивительно, не пошла по легкоатлетическим стопам родителей, она сейчас выступает в баскетбольной команде мастеров курского «Динамо», считается весьма способной атакующей защитницей.
Самое же интересное иное. Наталья Алексеевна работает в детско-юношеской спортшколе баскетбольной ориентировки, Эдуард Павлович - в футбольной команде «Ростов». На Дону классных прыгуний сейчас вообще нет, как и барьеристов, тем не менее два этих первоклассных специалиста по своему профилю не востребованы… По какой причине, никто толком объяснить не может. Понятно, пророка в своем отечестве нет и не может быть, что подтверждается конкретно в который раз...
Евгений Серов, Ростов-на-Дону