поиск по сайту
Люди и судьбы

Елена Блужина: завсегдатай пьедестала

Когда я созвонился с самой титулованной в мире действующей акробаткой-прыгуньей Еленой Блужиной, она легко согласилась на интервью. И уже на следующий день мы встретились с ней в спортивном зале «Локомотив», где выпестованы практически все ставропольские мастера прыжков на акробатической дорожке. Елена встретила меня, придерживая рукой щеку. Оказалось, у нее разболелись зубы. Однако если вы думаете, что какие тут могут быть проблемы, то сильно ошибаетесь. Это простые смертные могут обратиться к врачу или пока принять какое-нибудь сильнодействующее средство. А известным спортсменам приходится постоянно созваниваться со своими докторами по поводу приема любого порошка. «Нам даже цитрамон принимать нельзя - в нем присутствуют вещества, которые относят к допинговым», - посетовала Блужина. Однако переносить нашу беседу на другое время категорически отказалась.
Ранняя пташка
- Елена, давайте начнем наш разговор, как водится, с самого начала. Из какой вы семьи?
- Из рабочей… Отец Сергей Иванович сейчас пенсионер, а раньше работал в правоохранительных органах. Мама Надежда Петровна - сотрудник ГТС.
- Они коренные горожане?
- Нет - раньше они жили в совхозе «Большевик» Ипатовского района. У нас там и сейчас вся родня… Когда родители поженились, вскоре переехали в Ставрополь. Хотели поступить в сельхозинститут, но тут мама руку сломала, а отец один не пошел учиться - так и остались без высшего образования.
- Почему? Можно ведь было на следующий год поступать?
- Потом, как говорится, пошли дети…
- То есть вы не один ребенок в семье?
- У меня есть брат Дмитрий. Он старше меня на три года. Именно благодаря ему я стала заниматься акробатикой. В первом классе мама отвела его в спортивную секцию. В шестую школу, где он учился, пришел Павел Антонович Минко - наш первый тренер - и Дима записался к нему в секцию. Через год мама пошла туда на родительское собрание и взяла меня с собой. Там он меня и заприметил - мне тогда было пять лет… Я еще в детский садик ходила, а нужно было ездить на тренировки к половине седьмого утра. Воспитатели ко мне хорошо относились - оставляли мне в садике завтраки. Но один раз заведующая увидела меня («Кто это у нас тут опаздывает?») и дала всем нагоняй.
- Мальчишки, наверное, завидовали тому, что умели вы?
- Не знаю. Я как-то принялась учить ребят тому, что умела сама. Но меня вовремя остановили: «Ты же детей поломаешь!».
Равнение на старших
- Каких успехов в спорте достиг ваш брат?
- Дмитрий бросил акробатику лет в 15, выступал тогда по кандидатам в мастера. Он, кстати, начинал учиться в 6-й школе, а закончил 64-ю, а я - наоборот. Мы с Димой занимались в одной группе восемь лет. Когда он принял решение оставить спорт, мама предложила и мне заодно бросать, но я ответила отказом. Когда же через год я ей сказала, что тоже ухожу, тут уже она воспротивилась: «Не разрешаю». Это был сложный период. Минко оставил работу, нашу группу расформировали, и я попала в руки Таисии Трофимовны Скакун. В самую старшую группу - в ней тогда занимались Людмила Громова, Наталья Кадатова, Марина Филатова, Ирина Табат… Я была самая маленькая.
- Не обижали вас?
- Да нет, наоборот, нянчились со мной - вечером водили меня до троллейбуса за ручку.
- В 64-й железнодорожной школе учились многие ставропольские акробаты. Я знаком с тамошним учителем физкультуры Трофимычем…
- Хороший дядька! Он мне приветы передает. А вот с учителями других предметов возникали проблемы. Так, классный руководитель брата, который вел у нас историю, говорил мне: «Если ты ездишь по соревнованиям, пропускаешь уроки, то не можешь знать больше, чем на «тройку»… Пришлось мне переводиться в шестую школу, о чем я ни капельки не жалею. Там преподаватели меня понимали и помогали…
Разведка боем
- Расскажите о своих первых успехах.
- Я застала еще юношеское первенство СССР. Оно проходило в Краснодаре в 1990 году. Но там я выступила не лучшим образом. Лишь на следующий год завоевала первую серьезную медаль - стала третьей на первенстве РСФСР во второй комбинации.
- Во все времена выиграть «Россию» было труднее, чем «Европу»…
- У нас действительно был очень сильный коллектив, стать сильнейшей в котором было чем-то из области фантастики. Но рядом с ними я быстро выросла - выполнила норматив мастера спорта уже в 12 лет. Правда, значок давали лишь с 14 лет - пришлось ждать еще два года.
- Когда вы впервые выступили на международных соревнованиях?
- В 1991 году наша команда выступала на международном турнире в Бельгии. Я прыгала рядом с такими выдающимися акробатками, как Людмила Громова, Елена Бугаева, Наталья Кадатова и Светлана Кибанова. Вслед за ними я заняла пятое место.
- За исключением Кибановой, остальные были вашими землячками. Как вообще в акробатическом мире относятся к ставропольчанам?
- И спортсменов, и тренеров - представителей школы Скакуна - всегда высоко ценили на международной арене.
- Чем же эта школа отличается от других?
- И технически, и в целом подходом к тренировочному и соревновательному процессу. Например, мы приезжаем на соревнования в какой-нибудь город, начинаем опробовать тамошнюю дорожку. Акробаты из других городов практически всегда делают свои комбинации раз по десять. Мы же - до того момента, как почувствуем дорожку. И ни комбинацией больше.
- Кстати, Людмила Громова рассказывала, как она в свое время отказывалась выполнять какие-то упражнения помногу раз, что не нравилось Василию Александровичу. Но потом он признал, что права была она…
- Если человеку 15 лет, ему, наверное, нужно делать что-то раз десять - не меньше, но если ему больше 25 (как Громовой), то лишняя шлифовка уже ни к чему.
- А вам самой нужно сильно разогреваться перед соревнованиями?
- Все зависит от функциональной готовности в тот или иной день. Иногда выполнишь связку пять раз - и кажется, что сейчас развалишься. Сейчас, когда организм уже не такой молодой, нужно разминаться немного больше, чем раньше.
Долгий разбег
- Ладно, вернемся к соревнованиям. В 1992 году, как потом выяснилось, ненадолго, на карте мира появилось новое государство - СНГ…
- Тот год стал определяющим в моей судьбе. Сначала я без особого успеха выступила на чемпионате Содружества в Воронеже, но в сентябре на Кубке СНГ изменила свою программу, и у меня начался стремительный рост трудности комбинаций, я стала стабильно попадать на любых соревнованиях в восьмерку. Правда, не более того… Я себя к разряду одаренных никогда не относила.
- Когда же пришли серьезные успехи?
- В 1995 году я выиграла в Воронеже золотую медаль на первенстве России и серебряную - на чемпионате страны. Передо мной встала дилемма - ехать на первенство или чемпионат мира (выступать и там, и там было нельзя). В итоге мы подумали «лучше синица в руках, чем журавль в небе» и решили ехать в немецкий город Ризе на соревнования молодых. Там я стала второй в абсолютном зачете и победительницей в составе нашей сборной. Соревнования проводились по линии старой федерации МФСА и меня откровенно засудили… А в 1996 году я получила первую серьезную травму - надрыв связок голеностопа и ахиллова сухожилия. Два месяца носила гипс. Нога, кстати, до сих пор беспокоит, но тогда я рвалась в спортзал, на соревнования, и в октябре в Санкт-Петербурге стала чемпионкой Европы по ФИТу. Это был последний год, где я могла выступать по юношам, а вот что касается взрослой сборной, то сезон для меня оказался потерянным…
За двумя зайцами…
- В 1997-м я была в хорошей форме, да случилась еще одна травма - вывих локтевого сустава (и это до сих пор беспокоит). Но я сказала себе, если не попаду на чемпионат мира - брошу спорт. На Кубке России, который проходил в Орле и на котором формировалась сборная на чемпионат мира, «дрались» все - и спортсмены, и тренеры, и не без моральной поддержки Василия Александровича я выиграла. «Мир» же проходил в Манчестере. Там я заняла пятое место в личных состязаниях, а наша сборная завоевала золотые медали в командном зачете.
- Командное «золото» - это замечательно. Но всегда хочется большего. Не так ли?
- Да, и 1998 год стал одним из самых веселых, звездных в моей карьере! В начале года я выиграла этап Кубка мира в Бельгии, на втором - во Франции - стала второй, потому что пробовала выполнять там новую комбинацию. А затем стала чемпионкой России в обеих версиях - МФСА и ФИТ, получив право выступать сразу на двух чемпионатах мира. На первом из них - ФИТовском, проходившем в Сиднее, я стала абсолютной чемпионкой мира. А уже через три недели в Минске начинался МФСАсовский, и у нас с «Вассанычем» возникли разногласия. Он говорил, что не нужно туда ехать, а я утверждала, что так долго ждала места в сборной, что никому его не отдам. У меня был небольшой недочет в предварительной программе, и в итоге я завоевала бронзовую медаль, плюс «золото» в команде. Уже потом мы поняли, что нам просто не дали выиграть два чемпионата подряд… Василий Александрович говорил, что нужно быть на голову выше других, чтобы тебя не прижимали, а если твое преимущество минимальное, от тебя уже ничего не зависит…
- Разве он не мог воздействовать на судей своим авторитетом?
- Он никогда не оспаривает судейство, за редким исключением… Но пойдем дальше. В 1999-м я выступила не очень удачно - проболела. В результате Кубок России пропустила, на чемпионате страны выступила неважно… Чтобы попасть в сборную, нужно было выигрывать этап Кубка мира в Санкт-Петербурге. И я его выиграла. На первом объединенном чемпионате мира, который проходил в Сан-Сити (ЮАР), я стала двукратной абсолютной чемпионкой мира в личном зачете, выиграли мы и командное первенство. В 2000-м я выиграла этап Кубка мира в США и стала второй в Канаде.
Кусочек Олимпиады
- А затем вам с Алексеем Крыжановским довелось выступить в Сиднее на показательных состязаниях. Наверное, это запомнилось на всю жизнь?
- Мы провели в дороге больше времени, чем в Сиднее. В олимпийской столице пробыли часов 40. Прилетели, посмотрели зал, на следующий день выступили и улетели. А выступали мы в гала-представлении, вместе со всеми звездами мировой гимнастики и батута. В общем, запоминать особо нечего. Осенью 2000-го на Кубке мира в немецком Дессау я заняла второе место. А на чемпионате Европы в Эйндховене (Голландия) я стала первой в личных соревнованиях, а вот российская женская сборная по акробатическим прыжкам оказалась лишь пятой.
- Что так?
- Состав нашей женской команды замечательный - Аня Коробейникова, москвичка Наталья Рахманова и я, каждая может выиграть любые соревнования, но ни разу нам не удавалось победить на мировом или европейском чемпионатах командой. Постоянно кто-то из нас ошибается - то Анюта, то я. Наташа «успокаивала»: «Не переживайте. Следующая очередь падать моя»… В общем, что-то такое и произошло. В следующем году сказались болячки и старые травмы. На чемпионате мира в Дании в составе сборной России я стала первой, а в личном зачете в финал не попала. Правда, в том же 2001 году я победила в Аките (Япония) на Всемирных играх неолимпийских видов спорта… В 2005 году пройдут следующие подобные состязания, но я на них не попадаю по результатам чемпионата Европы. Поедут Анна Коробейникова или Елена Гайганова из Тольятти. Впрочем, я не сомневаюсь, что Россию там будет представлять все же Аня, которая с двухтысячного года выигрывает все российские чемпионаты.
- Мы чуть-чуть забежали вперед…
- Да. В 2002 году чемпионат Европы проходил в Санкт-Петербурге. Давали знать травмы, я потеряла излюбленный элемент, но выкрутилась и получила золотую медаль. В следующем году на чемпионате мира в Ганновере вновь допустила ошибку я, в результате чего мы заняли второе место, а в личных состязаниях я не попала в финальную восьмерку. И, наконец, 2004й год. Готовясь к чемпионату России, я на тренировке «встала на голову» и меня, как мы говорим, заклинило. На чемпионат Европы не отобралась. Но по рейтинговой сетке пробилась в конце года на Кубок мира. В этом мне помогли еще и американцы, которые побоялись ехать в Алжир. Я заняла там пятое место.
Отличница по всем фронтам
- Когда вы перешли от Таисии Трофимовны к Василию Александровичу?
- Вассаныч всегда помогал словом и делом. А начиная с 97-го, я стала тренироваться больше у него. Впрочем, Таисия Трофимовна, общаясь со мной чуть меньше, видит те тонкости, на которые становится замыленным глаз у Василия Александровича.
- Хотелось бы услышать вашу характеристику Скакунов.
- Они самые настоящие трудоголики. Умеют понять практически каждого своего подопечного, найти к любому индивидуальный подход, что-то вовремя подсказать. Плюс Василий Александрович и Таисия Трофимовна очень коммуникабельные люди. Несмотря на твердую жизненную и тренерскую позицию, могут где-то уступить, пойти тебе навстречу, найти тебе новую мотивацию для совершенствования. В общем, мы идем по жизни вместе…
- Насколько я знаю, вы закончили Ставропольский госуниверситет.
- Да - факультет физического воспитания. Правда, хотела поступать на исторический, но учиться там было очень дорого. Во время репетиционных экзаменов по истории я заболела и вскоре забрала документы. Собиралась поступать на истфак на общих основаниях, но моя школьная учительница отговорила: «Даже не думай!», и посоветовала поступить на спортфак, а через год перевестись на исторический. Так я и сделала, но переводиться не стала. Я попала в очень хорошую группу и училась с удовольствием. Если в школьном аттестате у меня три четверки, то университет я закончила с красным дипломом.
- Преподаватели шли вам навстречу?
- Может быть, где-то и шли. Однако я сама себе не давала спуску. Полученные знания мне потом пригодились - в частности, по физиологии.
- Года четыре назад вы мне говорили, что собираетесь поступать в аспирантуру на истфак…
- Было такое желание. Тогда это можно было осуществить бесплатно. Но… на сегодня этот вопрос пока закрыт.
Заработал - отдохни
- Как вы предпочитаете отдыхать, Лена?
- Когда была маленькой, очень любила летние туристические походы, которые постоянно проводил Вассаныч. Мы по десять дней жили в горах, на речке и на море… Но сейчас я предпочитаю отдыхать отдельно от всех. Вот уже семь лет, как я отказываюсь от поездок в горы… Мы и так весь год проводим вместе. А тут после отпуска встречаемся - есть что рассказать друг другу.
- Как вы обычно расслабляетесь после тренировок?
- Люблю почитать.
- Что именно?
- В зависимости от настроения. Недавно, вот, с удовольствием перечитала «Графа Монте-Кристо». Люблю разную бульварную литературу.
- А Кастанеду не пробовали читать, произведения которого обожает Василий Александрович?
- Нет. К нему я не склонна. Люблю на природу выбираться - на шашлыки, например. В общем, придерживаюсь принципа: «Отдыхай, пока отдыхается».
- Помнится, на международных турнирах «Звезды прыжков», который проводит газета «Вечерний Ставрополь», в традиционной анкете вы писали про себя что-то оригинальное.
- А!.. Я там писала что-то, чтобы повеселить людей. Например: «посидеть за рюмочкой чая»… Эх, где мои хотя бы 20!.. С каждым годом восстанавливаться гораздо сложнее. В этом году будет 22 года, как я занимаюсь спортом. Но в душе я молодая!..
Новые горизонты
- Можно поинтересоваться вашими дальнейшими планами?
- Пока я прыгаю, не хочу загадывать что-то долгосрочное. А там - посмотрим!
- Но это будет связано со спортом?
- Тревожит нестабильность в стране. Но если предложение будет стоить свеч - почему бы и нет!.. А вообще у меня есть желание получить новое образование в области туризма.
- За границу нет желания перебраться?
- Пока никто не звал.
- Многие наши соотечественники, в частности, Владимир Игнатенко из Краснодара, успешно выступают на цирковой арене.
- Цирк - это не по мне. Адский труд и большая нагрузка на здоровье...
- Тренером не думали стать?
- Не знаю… Чувствую, что своего опыта мне пока не достаточно. Это нужно будет найти детей, найти с ними общий язык, понять, что можно из них «вылепить»…
- Кстати, не знаете, почему в прошлом году на афинской Олимпиаде так и не была представлена прыжковая акробатика?
- В Греции не было базы, чтобы принять достаточное количество участников-гимнастов. Но, надеюсь, через три года в Пекине наш вид будет вновь в числе показательных, тем более у китайцев есть очень хорошие акробаты.
- А вы бы хотели выступить на Олимпиаде-2008?
- Нет. Мне тогда уже слишком много лет будет…
- Но ведь Людмила Громова выступала на высочайшем уровне до 34 лет…
- …и при этом родила двоих детей. Она могла себе это позволить - видимо, ей очень помог муж Иван Васильевич. Украинка Елена Чебаненко в 2000-м тоже родила дочку, а потом успешно вернулась на дорожку. А я не хочу сидеть где-то на сборах, пока ребенок будет ждать тебя дома.
- Извините, можно ли поинтересоваться вашими планами по созданию собственной семьи?
- Скажем так: это входит в мои планы.
- И кто же ваш избранник?
- Он бывший акробат. Зовут его Олег Гомарев. Мы раньше с ним ходили вместе на тренировки, и ни у одного из нас в мыслях не было такого поворота событий. Мы уже три года живем вместе.
- Жить, кстати, вам есть где - Василий Александрович умеет пробить жилье для своих чемпионов.
- Да, уже четыре года живу в своей квартире, за что Вассанычу огромнейшее спасибо! Собственное жилье - большой плюс. Родители были бы не в состоянии сделать мне такой подарок. А от квартиры теперь и оттолкнуться можно…
Дорогу - молодым!
- Вы общительны на тренировках?
- Нет. Если и общаюсь, то в основном со старшими. С маленькими мне неинтересно…
- С кем вы дружите?
- Настоящих друзей - единицы. Зато у меня много хороших товарищей - например, по учебе. Когда мы собираемся все вместе, очень здорово общаемся. Одна девочка сейчас живет в Нижневартовске, так она оттуда поздравляла меня как-то с успехом.
- А в Краснодаре у вас есть подружки?
- Раньше я мало сталкивалась с краснодарцами - у них не было сильных девочек, только ребята. И все же, как ни крути, наши школы постоянно соперничали. Однако есть моменты, выходящие за пределы спортивных рамок. В обычной жизни мы общаемся нормально. У нас очень теплые отношения с Ирой Караваевой - наверное, потому, что мы соревнуемся в разных видах. Знакомы мы с ней еще с 1998 года.
- С Александром Москаленко дружите?
- Когда летели на Олимпиаду в Сидней, во время промежуточной остановки в Сингапуре мы бросились искать газету. Еще до полета знали, что Ира завоевала золотую медаль, но нам страшно хотелось узнать как выступит Саша... Как только мы увидели в зале ребят, тут же их от души поздравили, были очень рады за них!
- Москаленко, кстати, недавно стал руководителем Краснодарского краевого департамента по физкультуре и спорту…
- Что ж, если это его призвание, я очень рада за него! Думаю, назначение на этот пост человека, который сам все прошел, испытал на своей шкуре, который знает, как сложно стать классным спортсменом, дальновидный шаг кубанского руководства. Надеюсь, что он останется тем же человеком, каким был ранее - открытым и жизнерадостным.
- С сильнейшей англичанкой Кэтрин Пэберди общаетесь? Говорят, у нее характер очень сложный…
- Очень мало. Я, хоть и учила английский, говорю на нем не очень. А насчет характера… Кто скажет, что у меня он легкий? Для иностранцев прыжки на дорожке - скорее хобби: хочу ходить - хожу. А для нас это тяжелая ежедневная работа. Они всерьез готовятся лишь накануне соревнований, после наших же двухразовых тренировок выползают из зала.
- Вы много поездили по белу свету. Какие города-страны произвели на вас наибольшее впечатление? Сан-Сити?
- Это город-казино. В нем, безусловно, все роскошно и красиво, но за его пределами мы увидели настоящую Южную Африку - без прикрас… Обычно же у нас практически нет времени, чтобы познакомиться с новой страной. Правда, когда мы жили три недели в Париже, удалось посмотреть и Версаль, и Эйфелеву башню. В Дании очень понравился парк развлечений Тиволи. Сидней - очень красивый город. Мы побывали там в морском аквапарке, коала-парке… В мире много чего интересного…
Вадим ХНЫГИН, Ставрополь