иконка 6+
Независимая спортивная газета - логотип
RSS-канал

Сайт обновлен 10.06.2020
.: На ГЛАВНУЮ :.
.: №3 от 25.01.05



 
.: Парусный спорт
Галина Лукашова: «Голландские тюльпаны - к золотой медали»
Триумфом женского российского экипажа увенчался чемпионат Европы, состоявшийся в Нидерландах. В его активе золото в индивидуальном зачете плюс второе место в неофициальном общем. В числе лауреатов - воспитанница Сочинской детско-юношеской школы олимпийского резерва, а ныне студентка третьего курса Санкт-Петербургской академии физической культуры имени Лесгафта Галина Лукашова. По возвращении в родные пенаты 19-летняя сочинская яхтсменка, теперь уже мастер спорта международного класса, поделилась впечатлениями от первенства континента в беседе с корреспондентом «Независимой спортивной газеты».
- Галина, европейский чемпионат в Голландии, если не ошибаюсь, стал вашим дебютом в соревнованиях столь высокого уровня.
- Да. И, представляете, сразу такой успех! Впечатлений - на всю жизнь…
- Несколько слов о самом турнире, пожалуйста…
- Это был открытый чемпионат, и только в олимпийском классе яхт «Инглинг». Олимпийским он стал по решению Международной федерации парусного спорта после Игр-2000 в Сиднее. Проходил чемпионат в течение десяти дней. Сто экипажей боролись за медали в Нидерландах, в том числе наш, российский. Перед стартом я волновалась невероятно. Но быстро сумела взять себя в руки (улыбается)… Освоиться и успокоиться помогли подруги по экипажу - Анна Басалкина из Петербурга, она была рулевой, и наша шкотовая Владислава Украинцева из Волгодонска. Обе старше меня на добрый десяток лет. И опытнее, разумеется. Аня и Владислава участвовали даже в Олимпийских играх. Я выполняла роль баковой. «Должность» ответственная, требующая больших физических затрат. Но ничего, справилась…
- Каков был регламент? Как развивались события?
- Сначала прошли квалификационные гонки, по результатам которых определились пятьдесят лучших экипажей. Они и разыграли комплекты наград. Для выявления медалистов предстояло провести восемь гонок. Замечу, погода не баловала. Нужен был ветер, а он еле-еле дул. На море преимущественно стоял штиль. Зато солнце припекало, дай Боже!.. Но, как бы там ни было, а условия были одинаково трудными для всех, верно? Уже после первых двух гонок соперники стали воспринимать нас как фаворитов, ведь мы сумели закрепиться на довольно высоком седьмом месте. И это при том, что женские экипажи состязались вместе с мужскими, а итоги подводились как общие, так и отдельно среди мужчин и женщин. К финишу чемпионата удалось приноровиться к погодным условиям, а также хорошенько изучить тактику основных конкурентов. Самым серьезным нашим соперником оказался украинский экипаж, который, кстати, участвовал в Олимпиаде-2004 и занял там второе место. Он и на этом чемпионате вынужден был довольствоваться серебряными медалями, а золотые вручил
и нам. Две заключительные гонки наша яхта промчалась, как на крыльях, мы даже едва не опередили все мужские экипажи. Только датчане оказались сильнее нас. В итоге, в общем зачете мы финишировали вторыми, а среди женщин стали сильнейшими, заработав на восемь штрафных очков меньше, чем серебряные призеры.
- Чемпионат вызвал зрительский интерес?
- Еще какой! За соревнованиями наблюдало очень много зрителей. К слову, некоторые из них на собственных яхтах выходили в море и находились поблизости от спортсменов. Такой там уровень жизни! В общем, судьям приходилось даже принимать соответствующие меры. Но болельщики были настроены дружелюбно, особо и не мешали. Как-то они вывесили возле нашего причала большой транспарант, на котором написали: «Желаем вам удачи!» Не менее приятно было и во время торжественной церемонии награждения. Лауретам чемпионата вручили медали, памятные призы, подарки, восхитительные букеты тюльпанов, которыми так славится Голландия.
- Галя, любопытно, долго ли вам пришлось осваивать «Инглинг»? В каком классе гонялись раньше?
- Прежде я выступала с сочинкой Викторией Васильевой в классе «470». А на «Инглинг» пересела около трех лет назад. Самым успешным оказался сезон-2004. И это закономерно. Мы в экипаже стали понимать друг друга с полуслова. В феврале в Греции на предолимпийской неделе наша лодка была четвертой. Через два месяца в Италии на аналогичных состязаниях заняли пятое место. В квинтет сильнейших попали и на Йерской регате во Франции, которая является одним из этапов розыгрыша Кубка мира…
- А если окунуться в более отдаленное прошлое. Как получилось, что вы увлеклись именно парусным спортом?
- Известный сочинский яхтсмен Алексей Ганженко, наш добрый знакомый, много и красочно рассказывал моей маме о парусном спорте. И вот однажды она приехала со мной, а также моими братом и сестрой в детско-юношескую спортшколу. Было это в 1995 году. Я училась тогда в шестом классе средней школы. Брат с сетрой довольно быстро охладели к парусу, а я, что называется, прикипела. Заразил меня яхтами и морем тренер Виктор Столбнев. Бывало, из-за тренировок и уроки пропускала, ведь ездить на занятия приходилось из Дагомыса, где мы живем. Ругали меня, конечно, но занятия парусом я не бросила. Первой моей яхтой был «Кадет», и гонялась я на ней с Викторией Васильевой.
- Какие старты отложились в памяти?
- Пять лет назад мы участвовали в первых своих международных соревнованиях - юношеском чемпионате Европы. И сразу стали бронзовыми призерами. Позже пересели с Викой на швертбот «470», завоевали на нем несколько медалей чемпионата России уже среди взрослых. Нас взяли на заметку тренеры сборной страны. Мы были в ее резерве, а со временем пробились и в основной состав.
- Все складывалось лучше некуда. Так какой же смысл был перебираться в «Инглинг»?
- Тренерский совет Всероссийской федерации парусного спорта решил оставить Васильеву в классе «470», а меня перевести в «Инглинг». Специалистам, как говорится, виднее… Время, похоже, подтверждает их правоту. От турнира к турниру наш экипаж прогрессирует.
- Нынче вы ощущаете поддержку со стороны родной спортшколы?
- Она мне здорово помогает. И организационно, и материально. Благодаря этому удается приобретать удобную экипировку, регулярно выезжать на соревнования. Особенно признательна за чуткость и внимание директору школы Анне Алексеевне Швец.
- Галина, какие качества помогают вам прибавлять, выходить на новые рубежи? Какими видятся собственные перспективы?
- Стараюсь быть предельно выдержанной, терпеливой, не давать выхода отрицательным эмоциям. Считаю себя довольно-таки упрямой. Вернее, настойчивой. Знаете, поначалу на «Инглинге» мне было очень тяжело. И не только физически, но и морально. Партнерши-то, как уже говорила, старше и опытнее меня. Бывает, месяца по три проводим вдали от дома на тренировочных сборах и регатах. Требовалось время на притирку характеров. Трудно и сейчас. Но, стиснув зубы, делаю все, что от меня требуется, чему учили и учат. Анна и Владислава много мне дали. И в спортивном плане, и в жизненном. Что касается перспектив, то стремлюсь в совершенстве овладеть функциями рулевой - главного действующего лица на яхте. Для этого нужно отлично знать обязанности шкотовой и баковой. Чем знаний больше, тем лучше. Новый сезон набирает темп. Впереди масса соревнований. А планы у нас - честолюбивые. Как-никак, нынче мы значимся в сборной страны под первым номером…
- Оказаться в числе участников Олимпийских игр реально?
- Вполне. Ради этого готова выдержать любые самые сложные испытания.
Владимир Вереютин, Сочи