поиск по сайту
Футбол. Зимний чемпионат Краснодара

Луис Удо: «Русскую зиму нужно почувствовать, словами ее не объяснишь»

Свою российскую карьеру нигерийский защитник Луис Удо начинал моряком, а продолжил - армейцем. Сначала был теплый Новороссийск, а потом - суровый Хабаровск. «Черноморец» и «СКА-Энергия» - клубы, в которых до сегодняшнего дня выступал Удо. О том, на каком берегу - черноморском или амурском - лучше игралось африканскому футболисту, он поведал корреспонденту «Независимой спортивной газеты». Но началу нашей беседы положили воспоминания Удо о других берегах, берегах Атлантики.
- Первым моим профессиональным клубом стала команда из крупнейшего в Нигерии портового города на берегу Гвинейского залива Порт-Харкота, - рассказывает защитник. - Да и название у нее было подходящим для того региона - «Акула». С «Акулой» один раз выигрывал золотые медали национального чемпионата. Доволен тем, как в Порт-Харкоте сложилась моя карьера. Именно в «Акуле» я впервые поиграл на международной арене, в Кубке африканских чемпионов.
- Далеко ли «заплыла» ваша «Акула» в том розыгрыше?
- До четвертьфинала добралась.
- Есть ли на вашем счету игры за сборную Нигерии?
- Да. Сыграл два товарищеских матча. В одном уступили на выезде Замбии - 1:2, а в другом разошлись миром с ЮАР - 1:1.
- В Россию, как известно, вы перебрались уже из Европы, а точнее из австрийской «Адмиры-Ваккер»…
- В Австрии провел два года, ничем особенным они не отличались. А летом 2000 года Анатолий Байдачный, возглавлявший в ту пору «Черноморец», позвал к себе. Выбор сделал без колебаний.
- Еще бы, Новороссийск - город южный. Море, порт, пляж…
- Да-да, лукавить не стану, это меня привлекло, все же я человек южный, хотелось быть поближе к теплу. Но главное все-таки было в другом: «Черноморец» тогда был сильной командой, решавшей серьезные задачи. Хотелось попробовать силы в таком клубе, да и уровень российского чемпионата оказался куда выше австрийского.
- Тот сезон вписан в новороссийскую историю футбола золотыми буквами - «Черноморец» впервые добился права выступать в еврокубках.
- Помню, какой праздник тогда был в Новороссийске. Весь город ликовал! Пусть в том сезоне я так ни разу и не вышел на поле, играл в основном за дубль, но причастность к общему успеху чувствовал. Мы тогда были одним целым.
- Кого из своих партнеров по «Черноморцу»-2000 запомнили больше всего?
- Я защитник, потому хорошо запомнил вратаря Игоря Усминского. Денис Машкарин здорово играл в обороне, а другой Денис - Попов - в атаке… Вообще, у нас тогда сложилась классная команда. И было больно, когда на следующий год от прежней игры «Черноморца» почти ничего не осталось…
- …и Новороссийск покинул высший дивизион, а вы - Новороссийск. Куда отправились?
- Домой - в Нигерию. Сначала отдохнул, потом самостоятельно тренировался. А через полгода мой агент сообщил, что возможен вариант возвращения в Россию. Вернулся. Страна-то, язык - все уже знакомо.
- А хабаровская погода разве сюрпризом не стала?
- Да уж, Хабаровск - это не Новороссийск и, тем более, не побережье Гвинейского залива. (Улыбается). Представление о настоящей русской зиме имел, но когда на себе почувствовал минус 20, понял, что словами подобное объяснить трудно. Поначалу мне было очень тяжело в «СКА-Энергии»: климат, долгие утомительные перелеты. Но я профессионал, и должен был помогать своему клубу несмотря ни на что.
- Знали, что «СКА-Энергия» считается армейским коллективом?
- Об этом в Хабаровске мне сообщили первым делом.
- В Хабаровске вам понравилось?
- Очень. Причем, все: и тренировочный процесс, и организация работы, и болельщики команды, и город. Наверное, Хабаровск мне стал даже ближе теплого Новороссийска.
- Так полюбили Дальний Восток?
- Природа там красивая. Да и реализовался как футболист я там лучше.
- В «СКА-Энергии» вы были штатным пенальтистом. Откуда такие способности?
- Все очень просто. Как-то играли мы против смоленского «Кристалла» и заработали пенальти. Никто не решался подходить к мячу. Пришлось мне бить - забил. С тех пор эта обязанность за мной и закрепилась.
- Промахи были?
- Ни разу. А вот с игры в России так пока еще и не отличился.
- С кем-нибудь из нигерийских футболистов, выступающих в России, контактируете?
- Иногда созванивался с Патриком Овие из «Крыльев», Чиди Одиа из ЦСКА, Джеймсом Обиорой из «Локомотива». А встретиться было тяжело, до Хабаровска далеко…
- В Нигерии с ними пересекались футбольные пути?
- Нет.
- Как вы оказались на зимнем первенстве Краснодара?
- Контракт со «СКА-Энергией» у меня закончился, продлевать его не стали. Мой агент предложил поддерживать форму в Краснодаре, пока он сам занят поиском нового клуба. Вот и выступаю за «Спорт-Стиль». Здесь хорошо, зимой без проблем можно форму поддерживать, никуда не выезжая, а в Хабаровске сейчас - снега по пояс.
- Карьеру хотели бы продолжить в России?
- Да. Уже привык к этой стране.
- Определенные варианты есть?
- Секрет.
- И последний вопрос. Ваше владение русским достойно уважения. Откуда такие глубокие знания языка?
- Как приехал в Россию, сразу поставил себе цель - выучить язык этой страны. Куда ж без него. Тем более, и в Нигерии русская речь не в диковинку. Там очень много русских работает, даже функционируют русские школы…
Сергей ОСАДНИК