поиск по сайту
Шахматы

Виталий Цешковский: «Судьба вернула должок»

Автор фото - Антон Тихий
Столичную гостиницу «Россия» снести не успеют. Еще до того, как деструктивные планы московского правительства претворятся в жизнь, с 14 ноября по 1 декабря в помещении ресторана «Васильевский» (что как раз в «России») состоится суперфинал чемпионата России по шахматам.
Уникальное в своем роде событие. В турнире (впервые в истории чемпионатов России) примут участие все три великих «К» - Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник. 12-й, 13-й и 14-й чемпионы мира.
Кроме них за призовой фонд в $50000 поборются Александр Морозевич (4-й номер мирового рейтинга), Петр Свидлер (8-й), Евгений Бареев (12-й), Александр Грищук
(15-й), Алексей Дреев (16-й), экс-чемпион мира ФИДЕ Александр Халифман (34-й), Александр Мотылев (46-й), Артем Тимофеев, Владимир Епишин, Алексей Коротылев и краснодарец Виталий Цешковский.
Отношение в федеральных СМИ к Цешковскому невнимательно-снисходительное. Если его и упоминают, то чаще лишь в контексте «самый возрастной участник суперфинала». Порой мельком вспоминают былые заслуги - две победы в первенстве СССР. Но все равно считают потенциальным аутсайдером.
Стоит, однако, вспомнить, что перед финалом чемпионата России двукратный чемпион Союза тоже в числе фаворитов не значился. Что не помешало ему весьма уверенно занять «проходное» второе место. Теперь вот, снова недооценивают. Опять просчитаются? В конце-то концов непобедимых для Цешковского соперников не существует, а Каспаров уже не тот…
На балу с тремя «К»
- Правда, Виталий Валерьевич?
- Каспаров и впрямь чуть хуже выглядит, чем раньше. И все же именно он - главный фаворит турнира. Несмотря ни на что.
- Как, кстати, узнали состав соперников по суперфиналу?
- Случайно, по телевизору. Сообщили эту новость между делом - хотя масштаб ее переоценить трудно! Третьеразрядный турнир по теннису ни один не пропустят, а шахматы почти игнорируют. Обидно…
- Ваши чувства перед встречей с великими мира сего?
- Приятно, что все они согласились сыграть в чемпионате России. Для меня лично приятно вдвойне - уже не думал померяться силами с такой братией.
- Опыт у вас богатейший - с чем можете сравнить предстоящий турнир?
- С моей позиции ситуация напомнила 1973 год, когда я имел великую глупость не попасть в высшую лигу СССР, сильнейшую в истории. Хотя в последнем туре достаточно было белыми довести дело до ничьей в «русской партии». Я же на эту «русскую» понесся, как бык на красную тряпку - в итоге быстро и глупо проиграл. А мог ведь тогда с Кересом за доской встретиться… Громадное разочарование было. Теперь же - обратное чувство. Думал: все, поезд ушел. И вдруг попадаю на бал! Судьба, выходит, долг вернула.
- Свои шансы как оцениваете?
- Я реалист. Нужно думать о том, как достойно сыграть. Для многих на этом турнире задача будет - не стать последним. Вообще же многое против меня: возраст, отсутствие времени на серьезную подготовку, здоровье… Здоровье - вообще основной фактор. От него все зависит.
- Но бороться-то вы будете в любом случае…
- Конечно. Олимпийский девиз «главное - участие» - не для меня. Отсиживаться в обороне тоже не намерен. Не мой это стиль. Да и игра в защите - опасное удовольствие. Взять хотя бы пятую партию матча Крамник - Леко, где наш гроссмейстер попытался любыми путями достичь ничьей. Не вышло. И матч, который складывался для него весьма удачно, вдруг окрасился в куда более мрачные тона. Нельзя делать ничью, пытаясь «уползти с ковра».
- Столь сильный состав в чемпионате России собрался впервые…
- Большая заслуга в этом - Александра Жукова, главы национальной шахматной федерации. Под его патронажем проходят серьезные турниры.
На моей стороне - «плюс аутсайдера»
- Как собираетесь готовиться к поединку с великими?
- Основная подготовка будет по ходу турнира. Потому что подготовиться к каждому лично будет сложно. От встреч с супергроссмейстерами я поотвык, а в таком количестве - и подавно.
- В суперфинале бороться и впрямь будет трудно…
- Само собой. Уровень подготовки соперников там невероятный, а круговая система турнира исключает возможность случайных взлетов. Вот и посмотрим, на что я сейчас гожусь!
- К соперникам ваше отношение каково?
- Уважительное. Но никого не боюсь. Это мой козырь. Хотя меня, понятное дело, совсем никто не боится… (улыбается) Но психологический «плюс аутсайдера» все равно есть в моей копилке. Терять-то нечего, можно только приобрести.
- Какой счет с представителями большой тройки «К»?
- С Каспаровым ничейный - 1:1. С Крамником мы сыграли одну партию в быстрые шахматы, она тоже закончилась миром. Карпову однажды проиграл, еще четыре-пять партий завершились вничью. Теперь есть возможность улучшить эту статистику.
- Со многими из будущих соперников вы вообще ни разу не встречались…
- Еще бы. Кого-то старше в два раза, кого-то - в три… Снова предстоит состязание опыта с молодостью.
- Кто из «молодого поколения» наиболее интересен?
- Морозевич ярко играет. Любопытно, что он покажет на таком уровне. Одно дело - побеждать на второстепенных соревнованиях, и совсем другое - на топ-турнирах.
- Насколько неожиданным стало для вас попадание в суперфинал?
- Для окружающих это вообще было громом среди ясного неба! Для меня - в какой-то мере неожиданность. Но не более. Ведь игру я показывал отличную - дай Бог так в суперфинале сыграть. По ходу партий выглядел очень мощно, однако не довел до логического конца несколько «выигранных» позиций. В дебюте ни с кем проблем не имел… Словом, по очкам попал в суперфинал «впритык», но по игре - с запасом.
- Когда поняли, что одна из высших строчек в таблице может стать вашей?
- Очень быстро. В первых четырех турах набрал 3,5 очка! Играл с Дреевым, черными уверенно сделал ничью - и решил, что грех за лидерство не побороться. Потом, правда, сам себе создал хлопоты, упустил парочку верных побед. Но в то, что сыграю удачно, верил уже тогда. Хотя о суперфинале даже не думал.
- В последнем туре вам вновь, как и в 1973-м, было достаточно ничьей. Наученный горьким опытом, вы уже не упрямились?
- Представляете, когда соперник предложил ничью - чуть не отказался! Хорошо, вовремя одумался. Нужно быть практичным, в конце концов. Конечно, петербуржец Попов - не сильнейший из возможных соперников в заключительном туре, но неприятный сюрприз мог преподнести и он. Благо, что все так закончилось.
Леко может выиграть за счет «физики»
- Ноябрь - удачный период для проведения суперфинала?
- Скажем прямо, ноябрь - не мой месяц. И это не просто примета. В Краснодаре, например, в ноябре-декабре наступает время магнитных бурь, которые сильно отражаются на здоровье. Надеюсь, в Москве лучше будет.
- Между тем, ваш месяц - сентябрь…
- Да, в августе или сентябре я многим могу жару задать!
- Где на сей раз вы играли в августе-сентябре?
- Участвовал только в одном турнире - в Швейцарии. В очковом выражении сыграл неплохо - лишь на 0,5 очка отстал от первого места. Но собственной игрой очень недоволен. В первом туре проиграл чрезвычайно слабому сопернику - имея прекрасную позицию, начал «шлепать» ходы, не думая. Одна ошибка, вторая, третья… Завершилось все это цейтнотом, где вместо выигрыша в один ход я в один ход проиграл.
- А каковы ближайшие планы?
- Попробую себя в Мемориале Степанова, в Краснодаре. Дело нужное, без турнирной практики совсем уж тяжело.
- Один из ваших будущих соперников - Владимир Крамник - в рамках «объединительного» турнира сражается сейчас с венгром Петером Леко. Как прокомментируете ход событий в этом матче? (На момент беседы счет был ничейным - прим. А.Т.)
- Крамник в своем «лондонском» амплуа. Упор на нейтрализацию белого цвета. Судя по всему, своей русской партией он на какое-то время полностью уничтожил первый ход е2-е4. И быть бы Леко беспомощным перед такой удручающей новостью, если бы не одно «но». Ход d2-d4. Второй раз в жизни он так сыграл - и ведь насколько удачно! Крамник снова сделал упор на надежность, но подвела техника. Проиграл он ту позицию, которую не должен был проигрывать. Хотя четкой ничьи, прямо скажем, там не было.
- Итак, шансы соперников…
- У Леко шансы предпочтительнее. Просто потому, что у него отличная физическая подготовка. Говорят, Крамник уже выглядит уставшим - а ведь еще играть и играть! Трудно ему придется, если только его бригада не явит на свет божий какую-нибудь суперновинку. В противостоянии такого уровня возможно все.
Антон ТИХИЙ