.: Художественная гимнастика. Тет-а-тет
Екатерина Южанина: «В балете все как в спорте высших достижений!»
Е
катерина Южанина - дочь известного футбольного специалиста. Пока Николай Южанин отправился в Киргизию и вывел эту сборную в финальную часть чемпионата Азии-2019, она вернулась в Краснодар из Москвы. Екатерина - художественная гимнастка, балерина Большого театра и фактически участница Олимпийских игр! В довольно необычном интервью корреспонденту «Независимой спортивной газеты» она рассказала о Сочи-2014, схожести балета со спортом и многом другом.
Из гимнастики ушла не совсем!
- Катя, как сформировались ваши увлечения? Как пришла мысль о гимнастике?
- У меня вся семья спортсменов, папа - футболист, брат тоже занимался футболом, мама - легкоатлетка. И меня в спорт отправили: сначала просто для здоровья. Потом появились результаты, и заинтересованность значительно возросла. Я выполнила разряд кандидата в мастера спорта, дважды была чемпионкой Вооруженных сил России среди юниоров, входила в молодежную сборную страны. Словом, художественной гимнастикой занималась профессионально. Но приходилось очень тяжело. Чтобы расти дальше, нужно было переезжать в другой город, например, в Москву, выходить на новый уровень. Я к тому моменту слишком много пережила, решила, что хватит и этого. И в 12 лет завязала со спортом.
- С главным человеком в мире художественной гимнастики, Ириной Винер-Усмановой, которая воспитала массу олимпийских чемпионок, успели познакомиться?
 
- Я с ней встречалась один раз на сборах в подмосковном Новогорске. Мы показывали ей свои упражнения, она высказала замечания, и больше прямых контактов не было. Но однажды, когда я уже танцевала в Большом театре, моя знакомая гимнастка Дарья Кондакова пришла вместе с Ириной Александровной и рассказала ей, что я бывшая гимнастка.
- Какое впечатление она произвела? Строгая?
- Она, конечно, не стала показывать нам всю свою строгость, потому что в первый раз видела. Все мечтают к ней попасть, и сразу стало понятно почему. Только заходит - и атмосфера меняется. Она действительно великая.
- Следите сейчас за художественной гимнастикой?
- Да, и, можно сказать, принимаю участие! Мы с моей подругой Кристиной Земляной участвуем в сборах чемпионки мира и Европы Дарьи Кондаковой. Она закончила карьеру, сейчас ведет тренерскую деятельность, у нее занимается выдающаяся гимнастка Юлия Бравикова (4-кратная победительница Всемирной Универсиады-2017, - прим.С.Б.). С Дарьей мы в хороших отношениях, она меня приглашает в качестве хореографа, Кристина преподает танцы. Раз-два в год объединяем усилия. В этом году сборы будут проходить в июне в Сочи.
- Как вы подружились с Дарьей Кондаковой?
- Мы начали общаться с помощью соцсетей уже после того, как я бросила гимнастику. Она спрашивала, почему я решила уйти из спорта, находясь на таком пике. А позже Даша посетила балет «Щелкунчик» в Большом театре, мы еще раз начали переписываться, и она пригласила меня на свои первые сборы.
- С кем из спортсменов Кубани или со всей страны, кроме Кондаковой, вы дружите или хорошо общаетесь?
- По сути, только с гимнастками. Познакомилась также с Юлией Голубенко, Анастасией Карнаух, Анной Курбановой, Миленой Милачич. Все очень сильные гимнастки.
- В России множественно знаменитых «художниц». Кого выделяете из них?
- В детстве, когда я начинала, кумиром была Алина Кабаева. Возможно, самое громкое имя! Вольно или невольно она была причастна к тому, что правила художественной гимнастики изменились. Точнее говоря, в разы усложнились. До этого гимнастика была, можно сказать, танцевальным спортом, а стала спортом настоящим, ориентированным на выполнение сложных элементов, работу с предметами. Оценивать стали по-другому, ввели обязательные элементы. Вид спорта сделал огромный шаг вперед. Кто еще? Да все российские девчонки, кто на Олимпиаду отбирается, высочайшего класса, лучшие в мире.
- Евгения Канаева превзошла достижения Кабаевой…
- Канаева дважды выигрывала Олимпиаду, более титулованная, да. Но лично для меня Алина ярче.
За футболом слежу
- Не могу не спросить: насколько внимательно следили за футболом?
- Очень пристально! Когда папа работал тренером в нашем городе, на всех домашних матчах «Краснодара-2000» и «Кубани» присутствовали всей семьей. Живем футболом, радуемся его успехам. Поддержку оказываем хорошую.
- Был праздник после выхода в премьер-лигу «Кубани» в 2003 году?
- Я была маленькой, в таких серьезных торжествах не участвовала. Но в семье, команде и городе - на самых разных уровнях праздновали! И обычно после матчей как-то отмечали в семейном кругу и тренерском составе.
- Сейчас смотрите футбол?
- Да. Вживую интереснее, но по телевизору тоже смотрю. В 2009 году в Китае было шоу в олимпийском бассейне. Наша труппа давала «Лебединое озеро». В этом шоу, кроме балета, были задействованы синхронное плавание, прыжки в воду и единоборства. На следующий день рядом на олимпийском стадионе «Птичье гнездо» проводился матч за Суперкубок Италии («Лацио» обыграл «Интер» со счетом 2:1, - прим.С.Б.). Самый крупный матч, который я посетила.
- Что было после решения об уходе из гимнастики?
- Хотелось чем-то еще продолжать заниматься, и с мамой мы решили пойти в хореографию. Попробовала - очень понравилось! И атмосфера, и нагрузка умеренная, да и просто интересно было заниматься. Окончила наше Краснодарское хореографическое училище. Пока еще училась, начинали работать в театре, как стажеры, но танцевали в принципе всё. И к моменту выпуска уже накопился хороший репертуар. Часто присутствовал на прогонах сам Юрий Николаевич Григорович. На наш показательный урок перед выпускным экзаменом приезжал Гедиминас Леонович Таранда, основатель Имперского русского балета. Посмотрел наш курс, пригласил 4-х девушек, в числе которых оказалась и я. Вышло так, что получила диплом и уже на следующий день отправилась в Москву. В составе Имперского балета пробыла около 3-х лет. С гастролирующей труппой объездила много стран.
- Сколько?
- Трудно сосчитать! Началось всё с Китая, потом были Австралия и Новая Зеландия, практически вся Европа, Бразилия, Чили, Аргентина. Впоследствии с Большим театром посетила Сингапур и Японию. В Америке, к сожалению, кроме Вашингтона, нигде не побывала пока.
- Из континентов только Африку не назвали.
- Была там только на отдыхе. Это не считается, пожалуй!
- О Большом театре мечтали?
- Возможно, для кого-то это смысл жизни, ради этого и идут учиться балету. У меня же не было цели работать вообще в театре, не то что в Большом! Очень нравилось и в гастролирующих труппах. Интересно посещать новые страны, учить новые языки и совмещать всё это с любимой профессией. В Большой театр попала совершенно незапланированно, по стечению обстоятельств. Вышла на такой уровень, можно сказать, внезапно!
- Где в поездках запомнилось особенно? Какой интерес к русскому балету за рубежом?
- Всегда очень большой! Он востребован везде. В Китае просто обожают русскую классику, да и вообще в мире. Особенно когда проходят гастроли по ежегодному контракту, труппа приезжает примерно в одно время, зрители уже знают коллектив и репертуар. Все с удовольствием приходят, общаются с артистами.
- Какие языки успели выучить?
- В школе французский изучала. На гастролях освоила разговорный английский, свободно общаюсь. Испанский - немного знаю, целью не было учить, когда владеешь английским, другие языки только ради личного интереса можно изучать, путешествовать можно свободно.
- Китайский?
- Ой, нет! Только несколько фраз первой необходимости знаю, «здравствуйте» и так далее.
В Большом всегда аншлаг
- Как же попали в Большой?
- Сначала пошла туда моя однокурсница. Когда появился новый руководитель - Сергей Филин, стали устраивать ежегодный просмотр в труппу - официальный кастинг. Через общий просмотр ее взяли. Она мне рассказала, как там работается, какой коллектив, всю систему. Меня это заинтересовало. На следующий год я пришла попробовать на такой же просмотр, после которого меня взяли в труппу.
- Отец наверняка помогал вам в профессиональном плане.
- Да, конечно! В плане здоровья, физической нагрузки, как правильно ее распределять. Если в отпуске, то не давать себе полный отдых, чтобы совсем не выходить из формы. По питанию хорошие советы дает. Вообще по образу жизни. Пусть ушла в балет, всё равно это большая физическая нагрузка. В плане медицинского сопровождения к папиным знакомым специалистам довольно часто обращаюсь. Травмы везде есть, в гимнастике их было много, в балете тоже самые разные - серьезные и не очень. С поясницей, с коленом - у меня было подозрение на мениск, делали артроскопию. Растяжений много, но они проходят со временем без вмешательств.
- Словом, как в спорте высших достижений?
- Конечно. Недаром говорят, что балет - это адский труд. Идет и физическая нагрузка, и задействован актерский эмоциональный элемент. Синтез серьезный. Музыкальное сопровождение нужно слушать, танцевать, играть, взаимодействовать с партнером, если в кордебалете, то со всем коллективом. Довольно непросто.
- Аншлаги всегда в Большом?
- Да! Еще люди просят на входе билетик - их раскупают моментально. При том, что представления бывают почти каждый день. И, как правило, идут параллельно на исторической и новой сценах балет и опера.
- А вот еще аналогия со спортом! Насколько психологически трудно или легко выходить на сцену в Большом театре?
- Наверное, одновременно и трудно, и приятно. Всегда волнительно, в предвкушении. Но если уже начинаешь танцевать, то хочешь танцевать всё. Там идет большая конкуренция за каждую партию, нужно действительно побороться и, если тебе выпадает такая честь, это высшая награда!
- Борьба на репетициях проходит?
- Начинается с подготовки. Каждый день занимаемся классом, это идет как общая физическая подготовка. Затем на репетициях видно, как ты себя проявляешь, во время других спектаклей смотрят на твои физические данные, сообразительность, как смотришься на сцене - очень много факторов влияет. И если хорошо себя показываешь, больше задействуют.
- Сообразительность?
- Мы учим порядок спектакля. На репетицию приходим подготовленными, нужно знать материал и сделать так, чтобы не получить замечаний. Ты должен встроиться так, как будто всегда стоял на этом месте.
- Сколько у вас постановок за плечами?
- Много. Чтобы не соврать, порядка 30-ти.
- Какие самые любимые?
- Я фанат классики! Так как училась в Краснодаре, воспитывалась на хореографии Юрия Николаевича Григоровича, его спектакли для меня самые любимые. «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Легенда о любви».
- Как зрительница посещали?
- Конечно. И на балете, и на опере была. На последней постановке «Анны Карениной» присутствовала.
- Ваши занятия балетом приобщили остальных членов семьи к этому виду искусства? Можно ли их назвать знатоками балета?
- Не могу сказать, что именно я приобщила семью, потому что мы всегда интересовались искусством - и драматическим, и балетным. С мамой в детстве ходили на спектакли, и это было последовательное решение, что я пошла в хореографию. Конечно, когда стала заниматься профессионально, интерес возрос. Родители были на многих моих спектаклях, и сейчас мы продолжаем интересоваться новыми постановками и яркими артистами.
Уникальный проект
- Сейчас вы ушли из Большого?
- Да. Я 4 года работала в основном составе. Потом захотелось чего-то нового, появилась идея своей школы, которую мы запускаем в Краснодаре.
- Расскажите об этом проекте.
- Наша студия будет называться «Stretch & Dance», то есть «Растяжка и танцы». В течение апреля мы должны открыться. Это нетипичная танцевальная студия. Ее, скорее, можно назвать танцевальным фитнесом. Сюда входит работа над телом, здоровьем, физической формой. Главное, что всё проходит в приятном процессе, музыкальном сопровождении, танце и заряжает положительными эмоциями.
- Уникальный проект?
- Для Краснодара - да. Мы создаем что-то свое, в чем действительно разбираемся и хотим продвигать. У нас будут представлены популярные направления. «Body Ballet» (бодибалет) - для тех, кто в сознательном возрасте захотел приобщиться к балету. Чистую классику давать смысла нет, но балетные азы и работа над телом гарантированы. Йога в гамаках или «Antigravity» (антигравити) - новое направление, когда идет растяжка, эмоциональная разгрузка и полное расслабление тела. «Zumba» (зумба) современный популярный танец, - кардиодэнс. Также «Latina Мix и High Hills» (хай-хиллс) - на высоких каблуках для девушек, ритмика, «Dance mix», классическая хореография и растяжка. И будут детские группы - от 3-х лет. Очень хорошие педагоги, все профессионалы своего дела, мы ищем самых лучших. Общая концепция такова.
- Как зародилась эта идея и кто еще принимает участие в ее реализации?
- Нас трое партнеров. Все местные. С Кристиной Земляной начинали вместе еще в художественной гимнастике, очень давно идем рука об руку. После гимнастики разделились, она ушла в бальные танцы, а я в классический балет. Разные сферы, но идея преподавать, открыть свою школу появилась давно. Мы вместе работали на Олимпиаде-2014 в Сочи, она была хореографом на церемониях Открытия и Закрытия. Я выступала в качестве артистки балета на Закрытии. Мы встретились в олимпийской столице, снова начали близко общаться, и вот сейчас объединили усилия.
Еще один наш партнер - Илья Завгородний, который был с Кристиной в одной команде «Мечта» по бальным танцам. У них хорошие разряды, финалисты чемпионата Европы, многократные призеры чемпионатов России в танцевальном спорте, участники шоу на телевидении. Илья потом ушел в тренеры и добился результатов на этом поприще тоже.
- Вы будете преподавать?
- Да. Основной тренерский состав - мы втроем. Плюс взяли топовых преподавателей зумбы. Влад Майоров - единственный парень в Краснодарском крае - сертифицированный тренер программы «Zumba Ltd» и его ученица Валентина Ильяная.
- Кстати, как вы попали на Олимпиаду в Сочи?
- Выступала там от театра. Была совместная постановка Большого и Мариинского театров в церемонии Закрытия. Приехали заранее, около недели жили в олимпийской деревне, репетировали на самом стадионе. Кристина была в команде хореографов, готовила несколько номеров в Открытии и Закрытии.
- Какая была ваша роль?
- Как таковой роли не было. Просто представление театров, не было костюмов необычных, выступали в балетных пачках.
- Холодно было?
- Очень! Отопительные приборы находились только под трибунами. Костюмы открытые, но не мы одни терпели. Наш номер длился около 5-ти минут, когда танцуешь, о холоде не думаешь.
- Чем еще запомнилась Олимпиада?
- Посмотрели все объекты, изучили деревню, олимпийский парк. На соревнования мы не попали. Когда приехали, все билеты были раскуплены, и по времени совместить тренировки и посещение соревнований было бы трудно. А Игры запомнились больше всего, конечно, успехами наших олимпийцев.
- За кого-то болели персонально или больше остальных?
- Не могу сказать, что за кого-то конкретно. В целом, за всю нашу сборную.
- Считается, что Олимпиада - особая энергетическая точка из-за скопления людей, подошедших к главному старту четырехлетия в максимальной форме. Чувствовалось что-то особенное в воздухе?
- Конечно! Это событие неимоверных масштабов, которое сплачивает всю страну, поднимает национальный дух. Действительно что-то очень особенное.
Сергей Бакаев
Бутик-студия растяжки и танцев «Stretch and Dance». Улица Дальняя, 39/5.
Телефон студии: 8-918-18-39-900.
«Instagram»:@stretch_and_dance_studio.

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях: