поиск по сайту
Олимпиада-2014. Взгляд

Непобедимые очереди и полные трибуны

Корреспондент «Независимой спортивной газеты» делится наблюдениями от первых дней пребывания в олимпийской столице.
П
ервое сильное впечатление подарила дорога в Сочи. Пусть эффект ожидаемый, но это не мешает ему оставаться впечатляющим. Из утреннего и морозного Краснодара, где было минус 10, первую часть дороги поезд ехал по страницам «Снежной королевы», с умопомрачительными пейзажами из заснеженных деревьев. Сосед из Нижнего Новгорода удивлялся - вроде едешь на юг, а все холодает. Зато вторая часть пути, по побережью, была проложена по летней сказке. Контраст максимальный - зелень, плещущееся море, в котором иногда встречаются водоплавающие… люди.
В Сочи все хорошо! Так хорошо - что бывает плохо. Самое ужасное, с чем пришлось столкнуться - очереди за билетами.
Настоящие советско-российские очереди на выживание - без конца и края. Когда становишься в «хвост», имеешь лишь смутное представление, где же «финиш», В первые дни на сочинском железнодорожном вокзале люди за олимпийскими билетами стояли по 4-5 часов. Сердобольные женщины по другую сторону решетки охают, говорят «бедненькие» и задаются вопросом, почему не сделать больше касс (впрочем, это не мешает им сдавать квартиры за тысячу рублей в сутки). Но вопрос действительно логичен. Просьба организаторов планировать все заранее с учетом ожидаемой высокой нагрузкой, выглядит насмешкой. Знали же про нагрузку - но перевалили на плечи зрителей.
В Адлере, где пару дней выдавались исключительно давным-давно оплаченные электронные билеты, я простоял жалкие полтора часа в согревающей уверенности, что легко отделался. Зато паспорт болельщика получил шокирующе быстро. За два часа были одобрены документы на сайте Игр, а пугающая очередь при получении обернулась лишь 15-ю минутами ожидания. Но он выдавался в Краснодаре, многим же пришлось стоять еще одну очередь.
Замечено, что в основном люди берут билеты по незамысловатой схеме - в Прибрежный кластер и Горный. На какие соревнования - на самом деле вопрос десятый. Что перепало!.. Главное движущее желание - посмотреть, как все выглядит.
За билетами нужно следить внимательно. В интернете иногда появляются недоступные ранее из самых дешевых. Но это как ухватить удачу за хвост. Билетные кассы на месте событий тоже носят элемент лотереи. Остаются в основном квитки в высших ценовых категориях. На мужские хоккейные матчи группового этапа - билеты стоят (точнее, стоили, потому как официально их не найти) в пяти ценовых категориях от 1200 до 7000 рублей. Очень дорог конькобежный спорт - в «Адлер-Арену» имеются всего две категории - за 3500 и 6500. Такие же цены на биатлон, с добавлением категории «стоячие места вдоль трассы» за 1500 рублей. Их, как правило, в природе уже нет. Лидерство удерживает фигурное катание - от 2000 до 20 000 рэ. В итоге самый доступный вариант - посещение Олимпийского парка без права доступа на объекты за 200 рублей.
Но у медали есть и лицевая сторона. Если с билетами туго, то с посещаемостью хорошо. Свободные места встречаются, но даже полупустых трибун нет нигде. На матче женского хоккейного турнира Швеция - Япония, начавшегося в 12 часов дня, собралось три тысячи человек, в том числе ваш корреспондент. Для билетов нижней ценовой категории - видимость шикарнейшая. Изначально женский хоккей, конечно, зрелище на любителя. Смачных бросков - раз-два, и обчелся, силовых приемов нет. Главное что поражает - доброжелательность на трибунах, как бы просто это ни звучало. Самая настоящая, искренняя, эталонная доброжелательность, не оставляющая равнодушным. Овации (это вполне точное слово) обеим командам. Редко такое увидишь. Тот случай, когда счет (1:0 в пользу скандинавок) остался на дальнем плане.
Хорошо организован транспорт. От Сочи до Олимпийского парка курсируют поезда, названные одним из самых ласковых слов русского языка «Ласточка». Во-первых, он бесплатный, во-вторых, очень комфортный, что присуще не всем российским «эшелонам». Запомнилось, как работница банка, ехавшая со мной в одном вагоне, рассказывала о доставшихся ей специально выпущенных к Играм 25-рублевых монетах. И позволила другому пассажиру «уговорить себя» продать лишнюю за банкноту с Москвой. За 45 минут «Ласточка» долетает от Сочи до Олимпийского парка. Ходят и бесплатные автобусы, в которые можно попасть при наличии билета. Время в пути примерно то же. При входе на железнодорожный вокзал предстоит серьезный досмотр, хотя говорят вам приветливо и вежливо «Добрый день!», «Повернитесь спиной, пожалуйста». Но из-за тщательности досмотра очереди случаются и тут.
С другой стороны, с монополией «Мегафона» на время Игр карты города в мобильном телефоне (при наличии другого оператора) оказываются недоступными, да и указатели порой лишь сбивают с толку. Но, в целом, это мелочь, хоть и на 25 рублей….
В самом Сочи, образно говоря, ты лежишь на пляже или плещешься на берегу - настоящее «море» начинается в Олимпийском парке, который расположен между Адлером и Красной поляной. Дистанции огромного размера! Шесть объектов экстра-класса на одной территории! Некоторое время назад здесь была ужасающая слякоть, сейчас - везде идеальный асфальт, готовый в октябре принять первый в истории российский этап «Формулы-1». До самых удаленных объектов Олимпийского парка идти быстрым шагом полчаса, но скучать не приходится. Развлечения можно найти самые разнообразные - от настольного хоккея (кстати, профессионального) в Доме болельщиков российской сборной до скалолазания на открытом воздухе.
До Горного кластера в Красной поляне мне пока добраться не удалось, но, говорят, там жарче, чем внизу. Это цель на следующую неделю. Иногда вспоминается первая глава «Одноэтажной Америки» Ильфа и Петрова. Знаменитые писатели отправились за океан на огромнейшем лайнере «Нормандия», попали на корабль по лифтам и эскалаторам, пять дней пробыли в пути, и тем же способом сошли на берег, так и не увидев внешний вид корабля. На месте событий в Сочи физически не успеваешь следить за событиями в максимальном объеме, как обычно это делаешь при помощи телевидения, но прикосновение к истории - оно бесценно!
Сергей Бакаев, Сочи